Воскресенье, 02.02.2025, 05:46
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Паново и Пановцы [36]
Мои корни [11]
Рассказывается история появления Басовых в деревне Пановой и описываются предки Сергея Ивановича Басова
Раннее детство 1914-1921 [10]
Раннее детство, страшная травма головы - "Глумной"
Отрочество 1922-1924 годы [15]
Школа в Курилихе, недруг Мишка Пурусов, учёба и любовь.
Отрочество 1924-1926 годы [15]
Деревня Паново. Хождение по дну реки Чернухи, очередная любовь, запрет на образование
Палехская юность 1926-1927 годы [9]
Басов Сергей Иванович описывает свою учёбу в Палехской школе крестьянской молодёжи (ШКМ)
Палехская юность 1928-1929 годы [12]
Последние годы учёбы в Палехе. Конец НЭПа. Разорение
Девятый вал. 1929-1930 годы [23]
Разорение крестьянства и изгнание семьи Басовых из Панова
Иванова рать [17]
Жизнь и судьба семерых сыновей Ивана Григорьевича Басова
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Пановский тракт » Мои корни

page043

СЕРГЕЙ БАСОВ

ПАНОВСКИЙ ТРАКТ

-43-


 

В гостях у деда Ефима Арсентьевича

В детстве мы часто ходили в Морыгино к деду. В Морыгино попасть можно и дорогой из Малого Панова, от Чайной там проезжая дорога. Можно ниже пруда - по тропинке, по краю поля, обычно засеянного озимыми. Обе дороги выведут к мельницам. А можно пройти и без тропы, крадучись, прячась с головой в высоких хлебах. И тоже мельниц не минуешь. Но зато к дединой мельнице, что с края, вынырнешь неожиданно.
Отправляемся к деду мы, младшие Басовы, обычно вчетвером: я, Вашка, Колянка и Василко. Дед Ефим, цыгановатый, - из-под картуза завитки кудряшки, - что-то там наверху маракует. А мельница с полотняными крыльями - прямо, как у Ивана Шутина - схватись рукой за крыло, вмиг очутишься возле деда и даже повыше. Но дед Ефим озорства не любит, и потому мы стоим смирно. А мне, ой как хочется показать деду свою удаль.
- Дедя! - кричу я, задрав голову.
- А, внуки мои пришли! - слышится сверху дедушкин мягкий голос, врастяжку слова. - Сейчас слезаю.
 
Дед Ефим каждого потреплет рукой по щеке и уведёт в мельницу, в белое царство мучной пыли на стенах. Он знает, зачем мы пришли, но продолжает работу. Надо, чтобы всё зерно, что засыпано в деревянный бункерок над жерновами, через дечку-питатель высыпалось на каменные круглые колёса жерновов.
Дед понимает, что нам некогда ждать конца его занятий, а угостить прямо здесь на этот раз нечем. Он хлопает по карманам, но там только трубка, долго раскуривает её и после этого начинает разговор для того, чтобы нам было легче скоротать ожидание.
- Как Машенька-то там, как мать-то?
- Ничего.
- А, как Олёна Федоровна, бабушка?
- Ничего.
- А, отец... как?
- Дерётся!
- А вы не шалите понапрасну, наказывать не станет.
У деда черные и маленькие, как у мамы, глаза. Кончики чёрных усов и кончики пальцев, большого и указательного, желты от никотина.
- Дедя, расскажи нам про мельницу, - прошу я на правах старшего из братьев, хотя мне вовсе не хочется слушать дедины байки про то, как он "одним топором" сам построил себе и дом, и мельницу, наделал ульев для пчёл. В моих словах маленькая детская хитрость: всегдашний вопрос про мельницу должен сказать деду, как нам скучно... без гостинцев.
И - дед Ефим заторопился закончить работу.
Наши набеги на Морыгино "удачными" бывают, только когда на наш крик - с улицы перед дедушкиным домом - с высокого крыльца сходит сам дед Ефим Арсентьевич. Тогда он и в яблоневый сад, что через дорогу перед домом, уведёт нас, черномазую прожорливую команду внуков, и разрешит нам вволю рвать яблоки, крыжовник, красную смородину. И, проводя по-за ульями с "работающими" на взятку пчёлами, велит нам не махать руками, пчёлы, якобы, этого не любят. С полными пазухами яблок в рубашонках мы бежим поскорее за мельничный бугор к пруду, и там начинаем лакомиться.
Когда же деда нет, а выходит бабка Анна, его вторая жена, а нам - неродная бабушка - то знаем, что ничего не получим. Скупая эта бабка Анна. Покажется на крыльце, рожа лоснится вроде бы от радостной улыбки видеть неродных внучат, а на самом деле - от сытой еды на особицу. "Ну, чего, галчата, раскричались? Поди, гостинцев захотели. Ну, заходите на крыльцо, сейчас вынесу…" И вынесет в решете яблок - червивых падалиц. Но и за них - нас так приучили дома - мы говорим своё "спасибо". Выбросим у мельниц гостинцы бабки Анны и, несолоно хлебавши, мимо пруда, через мост - домой.

Персидская кровь

Глядя на чернявую мать, на такого же деда и, сравнивая невольно с самими нами, такими похожими... на Барановых, а не на Басовых, мы всегда задавались вопросом: почему мы чёрные?
- Дедя, нас в деревне дразнят "цыгане", - затеваю я разговор.
- Мы цыгане, и ты цыган, да? - добавляет "пузан" Вашка.
- Не болтай! - поддаю я подзатыльник брату.
- Погоди, сынок, не обижай Ваню, он сказал то, что думал, - говорит дед Ефим и "забывает" приласкать обиженного внука. Тут же невольно нам приходит в голову, что отец бы наш в такой момент обязательно приласкал. В следующий, может, и шлёпнул бы ни за что, но в данный момент приласкал бы всё равно. И одновременно мне опять на ум приходит всё та же скорбная мысль, что мы, наверно, и впрямь не Барановы, а Басовы, отец нам больше понятен, чем дед.
- Мы не из цыган, сынки, а коренные русские, из славян, - льётся неспешная речь деда Ефима.
- А может мы из татаро-монгол, дедя? - выказываю я свои познания из истории Древней Руси и жду, что дед спросит, откуда я это знаю. И тогда бы я ему рассказал не только про татаро-монгольское нашествие 1237 года, но и про Киевскую Русь, их князей, и про Владимиро-Суздальскую Русь.
Дед не догадался.
- Нет, сынки, мы не татаро-монголы. Монголы - пришельцы были, а мы здесь коренные, испокон веку у Клязьмы, Оки и Волги. Русские мы, а в русских столько разных кровей перемешано. Вот дед мой молодым ещё парнем, неженатым, ходил на промысел на Урал, да оттуда и привёз себе невесту красоты и стройности неописуемой: глаза, как ночь, - большие, чёрные, брови соболиные у переносицы сходятся, ротик маленький, а зубы как жемчуг. Косы - до колен, иссиня-чёрные, как вороново крыло. Звали её Симин, потом батюшка в церкви окрестил Серафимой-Симой. И была она то ли таджичка, то ли персиянка-смуглянка. А как они там встретились? Говорил дед, что купцы азиатские торговать в Челябинск приезжали с семьями. На каком языке дед с Симой сговорились, не знаю. А только увёз он её не силком, а по согласию, но тайком от отца. Так вот от неё и пошли наши черные глаза и кудри.
- А если я не хочу быть чёрным, - надул губы Ванюшка.
- И я не хосю, - поддёрнул штанишки самый маленький, Васька.
- Не от вас зависит, - здраво рассудил сопливый Колька.
- Вас, что, за язык тянут?! - прикрикнул, было, я на правах старшего брата, но дед  меня остановил.
- Тут, спорь не спорь - не поможет. Природа…, - многозначительно сказал дед Ефим, сощурил в смехе глазки. - Чья кровь сильнее, та и перемогает. Одинаковыми родятся только одни сороки - перо в перо. Люди родятся все разные. К примеру, нас у отца три сына: Митрий, Фёдор и я. Мы с Фёдором оба чернявые, а старший Митрий - русый, голубоглазый. Да и вашу бабушку возьмите, мою жену, значит, Олю. Покойница была синеглазая, золотистые волосы, белолицая. А дочерей родила: Машенька, ваша мать - смуглянка, Дунюшка - белянка синеглазка.
 
 
ЧАСТЬ 2.   МОИ КОРНИ.     
Стр.43 из:   34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44   Читать дальше 
 
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ 

 

 

Категория: Мои корни | Добавил: helenbass-1946 (20.02.2016)
Просмотров: 407 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2025
    uCoz