- 29-
ДЕНЬ 2-й. Шуя -Паново. Шоссе Р152
Промелькнуло Яскино, памятное по папиным запискам. Именно в Яскине жила моя бабушка Мария Ефимовна Басова (урожд. Баранова) с малолетними сыновьями: Ваней, Колей, Васей, дочерью Машей и бабкой Алёной, пока мой дед Иван Григорьевич Басов отбывал ссылку, да и после его возвращения. Добрые люди (запечатлелась в памяти нашей семьи одна лишь фамилия - Железновы) приютили оставшуюся без кормильца и изгнанную из Панова семью. Дед, вернувшийся с севера, тоже какое-то время обитал здесь, пока он на деньги дяди Саши не построил дом на 6-й Пушкинской.
Папа:
"В Тридцать третьем году, в один из приездов своих в Шую, в поселок Яскино, в дом Железновых, где проживала наша семья с вернувшимся из незаконной ссылки отцом, жизнь, как бы подсмеиваясь надо мною, послала мне две встречи".
Слева, за заправкой незнакомой мне компании TD, видна была часовенка или церковка на кладбище "Осиновая гора". Оказалось, что это Успенская церковь.
В мае 1997 г. по инициативе горожан на территории кладбища был установлен закладной камень и крест с надписью "Здесь будет построен храм Успения Пресвятой Богородицы". Камень освятил наместник Свято-Николо-Шартомского монастыря архимандрит Никон. Храм сооружался в 1997-1998 гг. по проекту архитектора Александра Евгеньевича Григорьева. Предполагалось построить храм за один год - к Успению, но по финансовым трудностям строительство затянулось.
А вот как выглядит Успенская церковь вблизи.
Миновали Осиновую гору, и пошли вдоль шоссе поля, залитые водой.
Проехали Афанасьевское с его высоченной колокольней храма Воскресения Словущего, воздвигнутой в 1895 году, и собственно церковкой, остатки которой утонули в кустах за колокольней.
Село Афанасьевское, расположенное вдоль дороги в Палех, известно с 1554 г., когда оно входило в дворцовое ведомство.
Раньше за церковью Воскресения (1808) в глубине церковного участка стояла ныне утраченная Никольская церковь (1796), построенная вместо деревянной, сгоревшей в 1790 г. У самой дороги в 1895 г. была возведена колокольня. Ограда, главными воротами в которой служил первый ярус колокольни, как и бывшая при церкви богадельня (1829) на 20 человек, разобраны; границы участка отмечают старые липы.
Колокольня выполнена в лицевой кладке в формах русского стиля. Композицию из четырёх ярусов венчает небольшой купол с главкой на цилиндрическом барабане.
Афанасьевский приход был достаточно крупным - в нем состояли в 1899 г. жители 532 дворов деревень в радиусе 7 верст (включая Пустошь, где своя церковь появилась только в 1910-х гг). Число прихожан - 2107 лиц мужского и 2383 женского пола, в том числе раскольников 117 мужчин и 109 женщин (также значительное количество в крупном Шуйском уезде).
Историческая справка: Деревянные храмы Воскресения и свт. Николая Чудотворца существовали в селе в XVIII в. и сгорели около 1790 г. После этого был выстроен зимний Никольский храм с колокольней. В 1831 г. он был дополнен приделом вмц. Параскевы Пятницы (церковь не сохранилась). Второй летний храм Воскресения выстроен в 1808 г. Главный престол посвящен празднику Обновления храма Воскресения Христова (Воскресения словущего), придел - Успению Божией Матери. Новая колокольня возведена в 1895 г., её первый ярус служил главными воротами в ограде, располагавшейся вокруг храмового комплекса.
Святынями храма были икона св. Афанасия Великого, Владимирская икона Божией Матери, написанная в память избавления от холеры в 1848 г. и икона Преображения Господня - вклад жителей соседнего села Пустоши в память избавления от холеры в 1862 г. В конце XIX века к храму в Афанасьевском была приписана школа с храмом Преображения в Пустоши.
Никольская церковь закрыта решением облисполкома от 24-25 января 1938 г. и впоследствии разрушена. Воскресенская церковь закрыта решением облисполкома от 9 мая 1940 г., верхняя часть храма утрачена.
Что означают слова "Воскресение Словущее"?
Словарь Даля:
Словутый, словущий, стар. словый, хорошо слывущий, славный, прославленный, знаменитый, известный. Это словутый, пресловутый мастер. Это словущий человек, на честь. Словущее воскресенье, день 13 сентября, память храма на Голгофе.
Воскресение Словущее - Память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (13/26 сентября)
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1-2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117- 138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313-323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" (Ин. 19, 41-42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион", в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ИЗ ОКНА АВТОБУСА. ШУЯ и ШОССЕ Р152
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ