- 76 -
3-й день. Шуя. Древний центр города
Всё. Программа моего путешествия почти исчерпана. Мы сидим в гостинице, но сердце отчего-то неспокойно, хочется ещё раз пробежаться по Шуе, сфотографировать то, что вчера не успела. Отпрашиваюсь у Жени и - вперёд.
Спускаюсь вниз по Советской до перекрёстка "трёх дорог": Комсомольской площади, Спортивной улицы и Советской улицы.
Решила пойти по улице, где вчера из автобусного окна видела старинное здание. Там толпились люди: входили и выходили, курили перед входом. Что там сейчас: школа? техникум?
Вот дом 2 на Комсомольской площади. Старинный дом, явно принадлежавший какому-нибудь купцу или промышленнику: красивые "итальянские" окна на 1-м этаже даже отремонтированы и покрашены белым. Но никаких табличек.
На боковой стене плакат в честь 65-летия Победы. Делаю вывод, что в доме размещалась какая-то государственная организация, которая и подремонтировала окна. А дома по Интернету узнаю, что дом этот аварийный, что жильцов там нет, и находится дом под управлением ООО "Партнер" (управляющая компания).
Ещё один жилой дом рядом.
И великолепно отделанное здание дома и полотняной фабрики Игумнова (первая фабрика в Шуе!)
Из Википедии: " В 1755 году купец Яков Игумнов открыл первую полотняную мануфактуру, в доказательство чего ему был выдан на устройство фабрики из шуйской воеводской канцелярии билет".
Прохожу мимо, чуть дальше сворачиваю налево и выхожу на Союзную улицу, на которой стоит таинственный Дом трудолюбия им С.П. Гессе, а нынче там размещается ДОСААФ.
Становится понятна людская активность, это школа ДОСААФ, и, видимо, пришло время сдавать экзамен для получения водительских прав, оттого и толпится там народ: сдают экзамены.
Этот дом знаменит также тем, что там выступал Михаил Васильевич Фрунзе с критикой царского манифеста от 17 октября 1905 года
Вот, что он критиковал.
Высочайший манифест
Божьей милостью МЫ, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем НАШИМ верноподданным:
Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи НАШЕЙ великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце НАШЕ. Благо Российского ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы НАШЕЙ.
Великий обет Царского служения повелевает НАМ всеми силами разума и власти НАШЕЙ стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, МЫ, для успешного выполнения общих намечаемых НАМИ к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.
На обязанность Правительства возлагаем МЫ выполнение непреклонной НАШЕЙ воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив этим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению этой неслыханной смуты и вместе с НАМИ напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Дан в Петергофе в 17 день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же НАШЕГО в одиннадцатое лето.
Вот объективная оценка Манифеста.
Многие важные вопросы оставались неразрешенными: какова будет отныне роль самодержавия, о котором в Манифесте не говорилось ни слова? Как сочетать самодержавие и Думу? Почему в Манифесте не упоминается о конституции? Каковы будут полномочия новой Думы? Было ясно, что трактовка и применение столь двусмысленного текста будут зависеть от соотношения сил между самодержавием, уступившим лишь под давлением обстоятельств, и оппозицией, которая в большинстве своем уже хотела двинуться дальше.
А вот и критика большевиками этого манифеста.
Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.
Троцкий писал тогда, что пролетариат "не желает нагайки, завернутой в пергамент конституции".
Большевики разоблачали лживость обещаний царя, предупреждали, что Манифест - манёвр правительства, вынужденная капитуляция правительства перед восставшим народом. В статье "Первая победа революции" Ленин писал: "Уступка царя - действительно величайшая победа революции, но эта победа далеко еще не решает судьбы всего дела свободы" (там же, с. 27). Обращение "К русскому народу" ЦК РСДРП от 18 октября и большевистские листовки призывали массы к продолжению всеобщей забастовки, к подготовке всенародного вооруженного восстания.
Рабочий класс по призыву большевиков явочным порядком осуществлял декларированные Маниефстом свободы. Пролетариат завоевал, хотя и на короткое время, невиданную до этого в России свободу печати, собраний, организаций. Подавив Декабрьское вооружённое восстание 1905 года, правительство попрало свои "конституционные" обещания.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. ДВОРЯНСКАЯ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ