- 43 -
2-й день. Шуя. Воскресенский собор
Вот и Зелёная (бывшая Соборная) площадь перед Воскресенским собором, на ней памятник расстрелянным священникам и мирянам, сопротивлявшимся изъятию церковных ценностей в 1922 году.
На площади Зелёной, ранее называвшейся Соборной, стоит шедевр русского зодчества 1-ой половины XIX века. Таковым считается комплекс Воскресенского собора с его всемирно известной 106-метровой колокольней, первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Колокольня является архитектурным символом города в стиле классицизма. В 1891 году на третий ярус колокольни был поднят седьмой по величине колокол в России (весом 1270 пудов). Он был отлит в Москве на средства крупнейшего фабриканта, купца 1 гильдии, М.А. Павлова (1846-1915). С 1992 года храмовый комплекс Воскресенского собора является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря (с. Введенье). В 1993 году храм посетил Патриарх Алексий II, бывший с архипастырским визитом в Иваново-Вознесенской Епархии. В 2007 году рядом с колокольней был установлен памятник священнослужителям и верующим, пострадавшим за веру в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В 2009 году на центральный купол Воскресенского собора был поднят кованый крест с позолотой (весом 200 кг), а на звонницу - еще один колокол (весом 1т 700кг).
Вот история создания памятника погибшим священникам и мирянам.
14 августа 2001 года Зеленую площадь г. Шуи украсил памятник погибшим за веру архитектора Рукавишникова. Представляет собой он скульптурную композицию из трех фигур: два священника и ребенок. Один из священнослужителей, сраженный пулей, застыл на мгновение в падении. Девочка, заслоняющая собой священников, олицетворяет мирян, защищающих церковь и культуру России.
Михаил Мень поделился информацией об истории создания памятника. Губернатор рассказал, что в мастерской Рукавишникова проявляли огромный интерес к этому заказу, все коллеги высоко оценили плод фантазии архитектора, когда скульптурная композиция уже была готова. Губернатор напомнил о том, что был выбор, кому отдать предпочтение: Церетели или Рукавишникову. Сегодня, как сказал губернатор, нет ни малейшей доли разочарования, что обратились к последнему, ведь церетелевский вариант смотрелся бы только издалека.
А вот описание событий, в память о которых был создан этот памятник.
В 1921-1923 годах в России был страшный голод. Погибло около 3 миллионов человек. При Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК) была образована комиссия "Помощи голодающим" (Помголод) под председательством Михаила Ивановича Калинина.
Лев Давидович Троцкий руководил не только самим изъятием музейных и церковных ценностей, но и был создателем монопольного синдиката по продаже ценностей за границей. Л.Д. Троцкий и В.И. Ульянов (Ленин) спешили ограбить храмы. Троцкий 23 марта писал: "Для нас важнее получить в течение 22-23 гг. за известную массу ценностей 50 миллионов, чем надеяться в 23-24 гг. получить 75 миллионов. Наступление пролетарской революции в Европе, хотя бы в одной из больших стран, совершенно застопорит рынок ценностей.
В августе 1921 года по благословению Патриарха Тихона был основан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим. В храмах и среди верующих начались сборы средств; в годину величайшей скорби Православная Церковь уверенно и авторитетно становилась во главе движения помощи голодающим.
В 1922 году население областей, охваченных голодом, составляло двадцать три миллиона. Для большевиков это значило, что двадцать три миллиона потенциальных врагов выведены голодом из борьбы и не смогут встать на защиту Церкви, когда вооруженные отряды по единому сигналу выйдут грабить храмы и монастыри.
19 февраля 1922 года Патриарх обратился к православной пастве с посланием: "Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад Церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь одного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство - миряне отлучением от Нее, священнослужители - извержением из сана…"
26 февраля власти издали декрет об изъятии "из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих... всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней...", в том числе всех освященных предметов. Декрет бесповоротно уничтожал добровольность пожертвований, а священство принудительно ставил в положение святотатцев.
В Политбюро отовсюду поступали сведения от ГПУ о ходе изъятия церковных ценностей из храмов.
Читал эти телеграммы и Ленин, отмечая, что изъятие проходит повсюду более или менее гладко. Только из Иваново-Вознесенска сообщали что-то невразумительное.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ШУЯ. ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ