- 66 -
2-й день. Шуя. Площадь Ленина - бывшая Спасская
Дальше я побежала по улице Свердлова, держа курс на колокольню. Мне обязательно надо было найти тюрьму, в которой когда-то сидел дедушка Иван Григорьевич. Я знала, что она расположена была где-то напротив Покровской церкви. А туда пройти лучше всего было через центр, через местный Арбат, где мы с Женей ходили днём. Поэтому я и свернула на улицу Свердлова, отмечая по пути красивые старинные дома, да и некрасивые тоже. Все они были из того времени, когда ещё мой папа ещё не родился, и мне было очень любопытно: а что было в этом доме, а что - в том? Но фотографирование я решила оставить на завтра, день стремительно заканчивался, надо было успеть найти тюрьму.
Я вышла на Арбат, то бишь, на улицу Малахии Белова, спустилась по ней, увидела справа знаменитый Шуйский театр, в котором когда-то играла Клавдия Владимировна, жена Николая Николаевича Рябцева. Папа называл её цыганкой и бывшей любовницей фабриканта Балина. Интересно, какого именно Балина? У Асигкрита Яковлевича Балина было пятеро сыновей.
Здание Городского Дома культуры (пл. Ленина, 15) - бывший Народный дом, в дальнейшем дворянское Благородное собрание, было построено в 1901 году на средства шуйского фабриканта И.И. Попова (1836-1910), организатора строительства Шуйской железной дороги (1868 г.), городского водопровода.
Здание является редким примером общественного сооружения этого времени в формах неоклассицизма.
В 1918 году в здании начал свою работу Шуйский драматический театр имени М. Горького, который за свою 33-х летнюю историю взрастил немало заслуженных и народных артистов России и СССР.
С 1951 года и по сей день это здание является Городским домом культуры - единственным и главным в городе. Здесь проходят все значимые общегородские мероприятия.
Спускаюсь вниз по улице Союзной, иду мимо сквера и вижу в нём крест. Крест этот, оказывается, установлен на месте снесённой Спасской церкви, бывшей когда-то самой красивой церковью Шуи.
Церковь была завершена в 1847 году. Построенная в изысканном итальянском стиле, церковь напоминала петербургский Исакий. Она стояла в самом центре Шуи напротив городской управы. Крупная однокупольная постройка в стиле классицизма с боковыми портиками, двухпридельной трапезной и трёхъярусной колокольней эклектичной архитектуры. Приделы в трапезной Владимирский и Боголюбский.
Трапезная, оконченная в 1833 г., расширена в 1869 г., тогда же на средства Г. В. Щеколдина поставлена колокольня.
Взорвана 01.05.1930, на месте церкви устроен сквер с памятником Ленину.
О великолепной колокольне Спасской церкви известно следующее:
Евлампий Правдин писал "до 1867 года колокольня была старинной архитектуры, некрасивая". Можно понять, что состоятельные прихожане Спасской церкви (усадьбы некоторых из них находились на самой Спасской площади), потратив много времени и средств на строительство нового храма, не могли мириться его соседством со скромной колокольней.
Основным заказчиком строительства новой колокольни стал Григорий Васильевич Щеколдин (родился в 1800, умер в 1871, Потомственный почетный гражданин города Шуи; дважды избирался Городским головой в 1851-1854 и в 1860-1863; вместе с женою М.И.Щеколдиной похоронен при Спасской церкви). По каким-то причинам Щеколдин пожелал построить колокольню "по образу вновь построенной колокольни при церкви Святого Великомученика Никиты, что в Кузнецкой улице в Москве". Первоначальный проект колокольни, составленный архитектором Н.И. Финисовым 18.03.1863 (затем повторённый им же 03.08.1865) был отвергнут департаментом Водяных сообщений Министерства Путей Сообщения. Причина отказа состояла в том, что "стиль новой колокольни не соответствует стилю существующей церкви".
Присланный в Шую проект колокольни совсем не понравился заказчику. И Щеколдин повторно стал добиваться строительства именно первоначального варианта колокольни, составленного Н.И. Финисовым. Необычно то, что Щеколдин, наверняка понимая внешнее несходство колокольни и храма, настаивает на строительстве, обещая за свой счет перестроить заодно и сам храм под стиль колокольни. Дополнительным аргументом Щеколдин указывает, что "наружность Спасской церкви в Шуе находится в ветхом состоянии и требует в скором времени некоторых перестроек и капитального ремонта"
Итог, наверное, устроил всех - заказчик добился постройки выбранного им варианта колокольни (возможно, сэкономив на обещанном переоформлении всего храма), классический облик церкви был в целом сохранен, общность колокольни и храма была достигнута цветом и некоторыми декоративными изменениями.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ШУЯ. ВЕЧЕР
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ