Воскресенье, 29.06.2025, 04:49
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Паново и Пановцы [36]
Мои корни [11]
Рассказывается история появления Басовых в деревне Пановой и описываются предки Сергея Ивановича Басова
Раннее детство 1914-1921 [10]
Раннее детство, страшная травма головы - "Глумной"
Отрочество 1922-1924 годы [15]
Школа в Курилихе, недруг Мишка Пурусов, учёба и любовь.
Отрочество 1924-1926 годы [15]
Деревня Паново. Хождение по дну реки Чернухи, очередная любовь, запрет на образование
Палехская юность 1926-1927 годы [9]
Басов Сергей Иванович описывает свою учёбу в Палехской школе крестьянской молодёжи (ШКМ)
Палехская юность 1928-1929 годы [12]
Последние годы учёбы в Палехе. Конец НЭПа. Разорение
Девятый вал. 1929-1930 годы [23]
Разорение крестьянства и изгнание семьи Басовых из Панова
Иванова рать [17]
Жизнь и судьба семерых сыновей Ивана Григорьевича Басова
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Пановский тракт » Мои корни

page042

СЕРГЕЙ БАСОВ

ПАНОВСКИЙ ТРАКТ

-42-


 

СЕМЬЯ МАТЕРИ

Морыгино

Морыгино - маленькая деревенька, домишек с десяток, не больше. И добрая половина домов принадлежит разросшемуся кусту Барановых. У морыгинских земли ещё меньше, чем у пановских, потому развиты ремёсла: мелют зерно на муку, давят льняное семя на постное масло, делают искусственный каракуль, так называемый "подвиток", валяют валенки из шерсти, выделывают кожу. И перечень ремёсел можно ещё продолжить. Морыгинцы - искусные сапожники модельной и простой кожаной обуви. Перед Николой Зимним морыгинские мужики, оставив на подростков мельницы, стариков и баб, уходят на отхожие заработки за Волгу, в Башкирию и дальше, на Урал.

Дед Ефим Арсентьевич Баранов

Дед Ефим Баранов со своим отцом десятки лет ходили за Урал-камень, в Первоуральск. Там пятнадцатилетний Ефим и похоронил своего отца. "Там, - говорил нам дед Ефим, - нас, Барановых, знали все, любили, и никогда наше место не отдавали никому из пришельцев с Руси, принимали только Барановых одних - нас с отцом".
Удивительный был человек - наш дедушка Ефим Арсентьевич. И не просто крестьянин - ремесленник: и пимокат, и кожевник, и подвитошник. Валенки скатает - три зимы подшивать не надо, а подошьют - на множество зим - носи без оглядки. Какую бы вещь он не выделал - сапоги ли, мерлушковый ли воротник из подвитка - это были изделия самого лучшего качества. Не только золотые руки и трудолюбие отличали деда Ефима, но и высочайшая нравственная цельность. Дед Ефим Арсентьевич был человеком кристальной честности и добросовестности поразительной.
Я часто задумываюсь над вопросом: почему честному человеку так нелегко живётся? Посмотришь, какой-то бессовестный хапуга, обманщик, ворует прямо на глазах у всех. А попробуй его привлечь к ответственности - не рад будешь. У него столько найдется защитников, что ты же и окажешься в виноватых.
Что кроется за этим явлением? Может, в том, что жить мошенником - если спрятать в карман совесть - легче. Явление это, конечно же, вневременное, внесоциальное, было, есть и будет. Но где его корни?
Как-то я спросил маму про деда: как его забрали на войну? Она ответила мне таким словом, которое охарактеризовало его всего, моего деда: "Он ведь был в семье "лобовой". Ну, первым шёл, без всяких скидок…"
На войне же был и мамин двоюродный брат по отцам Иван Федорович Баранов. В Пруссии был раненым взят в плен. Последние годы плена в Германии жил свободно, и с какой-то немкой-землевладелицей. Жил хорошо на правах хозяина, мог бы и не возвращаться. По-немецки научился говорить, немецкую аккуратность и хозяйственность усвоил. Принёс с собой немецкий ножевой штык, которым потом резал по деревням свиней. И мне было на удивленье странно видеть в лице этого солдата кротость, когда он с улыбкой втыкал под лопатку десятипудовому борову немецкий штык. Думал: неужели немцы все такие... жестокие?
Сынов, как дед иногда говаривал, Бог ему не дал: две дочурки - чернявая Машенька (по отцу), и русая голубоглазая (по матери) красавица Дуняша. Я до обидного мало знаю про жизнь деда Ефима Арсентьевича, и, вообще, всех Барановых. Наверно, это несправедливо, что девушка, вышедшая замуж и сменившая фамилию, как бы обязана была забыть свою прежнюю жизнь в семье отца и призвана продолжить род мужа. Потому и говорят, что дочь - отрезанный ломоть. Может, это и служит укреплению семьи, но зачем же забывать, а если не совсем забывать, то, во всяком случае, не особенно-то распространяться про дедушек и бабушек по материнской линии? Зачем прививать детям только то, что связано лишь с одной родословной их отца?
Дед своими руками построил дом с крыльцом немыслимой высоты, Дом его напоминал дома архангельских поморов - высок, просторен, вместителен, прост. Что-то в нём от дома Степана Ивановича Ляпина из Большого Панова. Те же, на совесть срубленные, венцы стен, высота, позволяющая в подвальном помещении, месте для продуктов и ульев с пчёлами, ходить во весь рост. Только у деда Ефима всё просторнее, а широкая лестница в три марша увита тончайшей резьбой по дереву. Ничто не прогнётся, не скрипнет, не отвалится - как отлитый из дерева стоит дом. Крашены только одни ставни окон.
Жена деда - Ольга дубоколовская - была красавицей - на удивленье. А дед вроде на цыгана смахивал - чёрен, кучеряв, бороду носил. Усы у него были порыжевшие, прокуренные табаком.
Сказывали, что невеста сама себе женишка выбрала. Что уж она в нём угадала да высмотрела - никому не ведомо. Четверо её братьев, было, за обиду сочли вступать в родство с "цыганом". И попробовали припугнуть будущего зятя, да ничего из этого не вышло - отступились.
А сколько в жизни ему пришлось испытать! Мало войны, так и с его женой случилось такое, что не каждый переживёт.

Бабушка Ольга и колдуны дубоколовские

В феврале шестьдесят шестого года у меня в Гатчине мама рассказывала.
... "Что детство-то помнить? Осталась сиротой с сестренкой, мне семь годков, Дуне - три года. Занимались сельским хозяйством. А с мамой моей, Ольгой Николаевной, беда случилась.
Вечер был весенний. Мама, здоровая тогда ещё, лежала на печи, а бабушка Матрёна, мать тяти, и говорит ей: "Сходи, Оля, на двор. Чай, курицы снесли, наверное, - кудахчут. Сходи, а то собаки яйца съедят". Мама слезла, пошла во двор да долгонько там задержалась. Бабушка Матрёна уж хотела идти позвать, а мама-то идёт оттуда, стонет. "Ох, да что ты? Что с тобой?". А она и не отвечает. Летом стала говорить: "Поглядели бы вы, говорит, что я там делала". А, что - не говорит и не говорит, да так и не сказала. И с тех пор говорила нехотя и мало.
Подозревали, что "испорчена" была наговорами колдунов. Дубоколовские колдуны ходили по деревням и пускали на ветер. У нас в Морыгине никак трёх женщин испортили мужики-колдуны. Вот идёт он какой-либо бабе навстречу и скажет: "Ты чего это рыбы столько наловила, а не поделишься?" Ножом проведёт по животу бабе и вынимает большую живую рыбину. Вынет, всем покажет - и хоть ей на свете не живи, прослывёт баба колдуньей.
А мама лежала больная, наверно, года два. Сперва перемогала болезнь, потом слегла. У неё отнялись ноги, потом руки. Пролежни на ляжках, гнить стало мясо - вонь. Призовёт меня, бывало, к постели да за волосы и схватит: "Ты чего ко мне не подходишь?!" Да так и ущипнет до боли. Пристрастилась к вину. Начнёт поминать своих дубоколовских и - мне: "Иди к Рогожиным, к Викуловым - принеси мне винца". А я не шла, до Дубоколихи путь немалый - версты три. А она-таки и ущипнёт меня опять. Была уже не в уме. Умерла лет тридцати. Хоронили после Петрова дня, летом. Тятя очень жалел её. Потом уж не знаю и как, бабушка Матрёна перед смертью своей, перед причастием, тяте и расскажи, что было с мамой во дворе. Будто бы мама Оля ей призналась под клятвой молчать при своей жизни. Бабушка Матрёна не соврёт, как и тятя мой - любила одну правду. Много болтать в семье нашей не принято. Ольга-то, моя мама, сказала, что очнулась она как-то во дворе... в коровьем хлеву, в соломе. А на ней, на голой-то, и лежит мохнатый, весь в шерсти, мужик. Лежу, рассказывала, в соломе, а он... меня в губы, да за груди берет. Потом, говорит, уж ничего и не помню. Будто бы заставлял есть какое-то срамное, стыдно выговорить. Очнулась я, говорит, на подмостках крылечка во дворе. Сижу и сижу, а чего сижу - не знаю. Стала подниматься - ноги не слушаются. Вижу: хлев тот и солому примятую, и там опять кто-то мохнатый ворошится. Поползла к двери. Да и в избу.
Называла она дубоколовского мужика-колдуна. Когда ещё девчонкой мама бегала по Дубоколихе, он всё на нее дурным глазом смотрел. Больно красива была девка. Уж так красива, прямо - неземная. Волосы золотом переливаются, коса - ниже пояса. Кожа лица нежная, глаза - голубая лазурь. И статью больно стройна была. Тятя потом тоже нам говаривал, что не понимал, за что его полюбила такая девушка. Со всей округи - женихи богатые. А я, говорит, так - полубеднота деревенская, и лицом не вышел, и невысок - не чета другим, рослым да богатырским парням. А вот посватал - и она пошла...
И, другую мою мать, маменьку Анну, неродную, Анну Григорьевну дубоколовские колдуны тоже хотели околдовать. Девушкой она вышла за тятю, 22-х лет. Как-то раз маменька шла по-за огородами впереди, а за ней колдовка дубоколовская. Догнала маменьку колдовка, чем-то посыпала, что-то сказала, сразу стало плохо, маменька говорила, что чуть в крапиву не легла. С тех пор она и болела женской болезнью...
 
А, как дальше жили, сынок? Обнакновенно, как живут по деревням. В семье, большая семья-то, все три брата Барановы жили вместе. Потом, после смерти мамы, появилась в доме тётка Анна Васильевна бокарёвская, дочь Василия Сильверстовича. Она замужем была за Федором Арсентьевичем, моим дядей. Жила и Марья Филипповна - жена Дмитрия Арсентьевича, старшего дяди моего. Все три брата жили долго вместе в одном доме. Меня выдали замуж 16 лет. За меня сватались: Лебедев Василий Васильевич, кригоузовский Симеон Иванович, Полушин Ефим Федорович и отец ваш, Иван Григорьевич Басов. Все четверо.
Ефим-от Полушин ведь уезжал в Сибирь от брата Ивана Федоровича. Жить где-то надо было, приехали обратно и поселились в избу к бабушке, коке Дуне. Это потом уж они переехали в Малое Паново.

Мамин ухажёр Ефим Фёдорович Полушин

Особое слово хочу сказать о первой маминой любви, о Ефиме Фёдоровиче Полушине.
Дядя Ефим был самым вежливым изо всех деревенских мужиков. И он никогда никаким оскорбительным словцом никого не обижал. А каждый раз при встрече внимательно смотрел на нас, на черноголовых Басовых, так похожих на мать. Неужели он думал о нас, как о возможных своих о нашей мамой детях? Смешно, но, наверное, так.
Бывало, на сенокосе сядем мы обедать в тени берёз, едет мимо Ефим Фёдорович, попридержит лошадь и смотрит.
- Бог в помочь!
- Спасибо.
- Что это ты, Иван Григорьевич, детей... мучаешь? - весело смеётся Ефим, крутые ноздри раздуваются, и не понять: осуждает ли он или одобряет. - Детский сад, право.
Иван Григорьевич поперхнулся пшённой кашей, откашливается. Слезу, выбитую кашлем, вытирает рукавом рубахи.
Чего бы Ефиму и не проехать молчком? Нет, задирает. Марья Ефимовна ест, не поднимая глаз. Детишки скоблят деревянными ложками в чугунке. Сидят двумя кружками: отдельно - взрослые, отдельно - маленькие, попона на земле. Сашка хмурится - недоволен отцом. Мишка - знай себе - молчит, ест вяло. Аркашка скалит зубы невесть отчего и исподтишка задирает Серёжку, тычет его кулаком под бок. Этому бы только резвиться или драться.
- Не мученье, а ученье, - проговорил Иван Григорьевич. - Присаживайся... с нами.
- Вы, я вижу, и сами управитесь с кашей. Но-о! - тронул вожжами лошадь Ефим. И уехал со смехом.
 
Смейся, смейся Ефим, от этого счастье Ивана не поменьшает. 22 года прошло, а всё забыть не может. Перебежал Иванко дорогу другу своему Ешке Полушину. Как ни высмеивал для вида Ефим свою матаню, Маньку Баранову из Морыгина: и такая-то она, и сякая, и бедна, и черна. А Иванко-то возьми да и зашли сватов к Барановым. И украл Маньку из-под самого носа у Ешки.
Вот сколько она ему детей народила, и всё сыновья. "Мои бы были, - думает грустно Ефим, подгоняя лошадь. - Ах ты, Маша-Машенька, звонкоголосая лапушка моя. Чего же это мы с тобой наделали - любовь загубили? Ни мне, ни тебе не будет прощения... и самой жизни. Нельзя жить с нелюбимым. Спохватишься ещё..."

Тётя Дуня - несчастная красавица

Мамина сестра, тётя Дуня, - красавица, прямо хоть картину пиши с неё. Вышла она замуж за Егора Ивановича Зубова из Кригоузова. Дед Ефим Арсентьевич принял зятя "в дом". По-украински - это примак, по-русски: "в дом". Зять - высоченный, смирный, непьющий - всем бы хорош, однако, помнится, не нравился чем-то деду. Любил ли дед Дуняшу свою как-то по-особенному, в память о безвременно скончавшейся Оле, и оттого ревновал к чужаку-зятю, бросившему в Кригоузове отцовский дом с маслобойнями и поселившемуся под чужой крышей ради красоты Дуняши? Но только дед так до конца своих дней и называл зятя, как чужого: по имени и отчеству, чего в деревнях не водилось.
У Егора Ивановича с Дуняшей пошли дети, две девочки: злосчастная Тоня и Шурочка. Тоня была по матери и бабушке неотразимо красива, Шурочка - веснущатая - так себе, просто приятненькая. Тоня была ровесница нашей Марусе, Шурочка - Ванюшке.
Ох, красота ты, красота женская…! Сколько ты таишь в себе бед, несчастий и окружающим, и... самой обладательнице…! Да, знать бы наперёд, что так будет - вон бы всю эту божественную красоту да... купоросным маслом... выжечь с лица…!
Несчастье матери передалось дочери Дуняше, а от нее и Дуняшиной дочери Тоне-Антонине. Это нелёгкая даже для беглого упоминания житейская история.
 
 
ЧАСТЬ 2.   МОИ КОРНИ.     
Стр.42 из:   34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44   Читать дальше 
 
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ 

 

 

Категория: Мои корни | Добавил: helenbass-1946 (20.02.2016)
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2025
    uCoz