- 20-
ДЕНЬ 1-й. Шуя. Спортивная улица
Итак, после моста две улицы и одна улица-площадь разошлись: Советская пошла на восток, Спортивная - на юг, а Комсомольская площадь - на северо-запад.
На улице Спортивной, названной так потому, что именно на ней находится стадион, прямо напротив стадиона стоит длинная позднесоветская пятиэтажка.
До революции на этом месте и далее вдоль Спортивной улицы стоял Единоверческий женский монастырь.
Что за странное название: Единоверческий?
Вот что пишет священномученик Симон Охтенский в книге "Единоверие в своем внутреннем развитии": Единоверие - есть единение в вере кого-либо с кем-либо. Противопоставляемое в России расколу, оно сеть совокупность приходов Русской Церкви, единых с ней в вере, но разнствующих от нее в обряде. Единоверие есть отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью... Единоверие есть примиренное с Русской и Вселенской Церковью старообрядчество.
Итак, здесь стоял старообрядческий монастырь.
Роль символических ворот старого города в начале 20-го столетия играли постройки Всехсвятского женского монастыря, располагавшиеся на месте нынешних д.2 по Советской улице и д.1 по Спортивной улице. Монастырь располагался рядом с мостом через Тезу в начале одной из главных городских улиц - Миллионной (ныне ул. Советская). Все путники, переправляющиеся через Тезу, непременно миновали величественный Успенский собор, возвышающийся над окружающей застройкой. Собор был построен по проекту гражданского инженера С. Брагина на средства крупного шуйского фабриканта В.В. Рубачёва. Освящение собора 9 сентября 1901г. проводил архимандрит Серафим (Чичагов), причисленный в 1997г. к лику священномучеников.
Жиркова И.А., Сапсай П.Н.:
ДУХОВНОЕ СОКРОВИЩЕ ШУИ
При въезде в центральную часть города во 2-ой половине XIX века располагалась Всесвятская единоверческая церковь, при которой был образован Всехсвятский единоверческий женский монастырь и школа для девочек.
Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал: Успенский собор, символизировавший въездные ворота в старую часть города; Всесвятскую церковь с колокольней; трапезную; кельи; часовню; низкую ограду с башенками. Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, главным образом, династия Рубачёвых.
С шуйскими храмами были тесно связаны судьбы известнейших русских людей. Одним из них является архимандрит Серафим (Чичагов), причисленный к лику священномучеников, которому было видение преподобного Серафима Саровского. После чего он добился встречи с государем Николаем II и сумел убедить его в необходимости освидетельствования останков преподобного старца Серафима.
Крупнейшим вкладчиком монастыря был Василий Васильевич Рубачёв - шуйский потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии, совладелец "Товарищества мануфактур братьев Михаила и Василия Рубачёвых". Он же являлся старостой Всехсвятской единоверческой церкви, при которой и возникла женская община, обращённая в 1889 г. в монастырь.
Протоирей Евлампий Правдин подробно описал участие В.В. Рубачёва в строительстве монастыря с оценкой затрат на постройки, содержание причта, приобретение церковной утвари. С 1883г. Рубачёв начал благоустройство Всехсвятской единоверческой церкви. В 1885г. построил часовню, в 1886 - дом дьякона и церковную ограду, в 1887г. начал постройку здания для женской общины. В 1888г. В.В. Рубачёв на выкупленной им у города земле построил два дома для священников и помещение для училища (освящено 17 октября 1888г.). В 1889г. им было куплено и присоединено к монастырю большое имение с домом, фабричными корпусами и садом. В том же 1889г. был построен двухэтажный трапезный корпус. Также была построена монастырская больница на 12 кроватей. Всего по приблизительным подсчетам Е. Правдина В.В. Рубачёв потратил на поддержание единоверческого монастыря в период с 1883 по 1889г. не менее 70 тысяч рублей. Затем Рубачёв являлся основным вкладчиком строительства грандиозного Успенского собора в 1891-1901гг. (оценивался более 200 тысяч рублей). Не исключено, что один из соборных престолов (пресвитера Василия Анкирского) был назван в честь небесного покровителя самого В.В. Рубачёва или его отца - фабриканта и церковного благотворителя Василия Киприановича.
И вот какова судьба этого великолепного собора.
Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 20-е годы регулярно обсуждалась в местной газете "Серп и молот". Успенский собор взорван в 1931 г (на взрыв потрачено 50 000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 50-х г.г. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 г.г. перед строительством 76 квартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 90-е гг. Сохранились отдельные сооружения - одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
Трапезную я увидела через окно гостиницы "Старая Шуя". Я сфотографировала её, зайдя в Коммунальный двор, - проулочек рядом с гостиницей. Когда фотографировала, спросила какую-то женщину, оказавшуюся рядом: "Что это?" И получила ответ: "Баклаборатория". И теперь себя корю. Нет бы пройти чуть дальше и сфотографировать монастырскую баню, которая и сейчас используется по назначению, как утверждают интернет-источники. Жаль только, что никто её так и не сфотографировал и не выложил в Интернет.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ШУЯ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ