- 103 -
Иду дальше. Почти на самом углу Советской улицы стоят три дома.
Вот что пишет об одном из них Любовь Смирнова.
Любовь Смирнова
Возвращение добра. Как строилась и процветала Шуя.
Часть 5. Болотовы.
В реестре городских глав Дмитрий Иванович Болотов упоминается с 1785 года. Однако первое упоминание о "Болоте" - Михаиле Васильевиче - встречается в актах аж XVII столетия. Вырабатывал Михаил Болотов кожевенный товар, сбывая его в Архангельске. Затем переключился на ткацкое и крашеное полотняное производство. Начало более масштабному делу положил Иван Иванович Болотов, мыслящий на перспективу и работающий конкурентоспособно. Он снискал у горожан огромное уважение, и в ответ добросовестно служил на посту заместителя главы городской Думы.
Сохранилось описание составляющих его фабрик: шпульно-сновальное заведение, раздаточная контора и "кубовое" заведение для окраски пряжи. Прямо скажем, это не крупные производства, но ситценабивые заведения приносили хорошие барыши. После его смерти успешную фирму "Шуйской купеческой жены Елизаветы Болотовой с сыновьями" возглавил старший из сыновей - Алексей Иванович, младшие братья - Пётр и Иван - были помощниками. Алексей Болотов идёт по стопам отца и, будучи городским головой, проводит шлюзование Тезы. Для развития шуйской промышленности создание водного пути было делом архиважным. Пробивал Болотов свой проект напористо и рьяно. Выбивал казённые средства, собирал предпринимательские деньги, топтал кабинеты столичных чиновников, доказывая и убеждая. В результате Тезянские шлюзы были построены. Благодаря уникальным сооружениям, экономический подъём городу был обеспечен. Впрочем, рынок требовал увеличения производственных мощностей. Одними из первых братья Болотовы модернизируют свои небольшие фабрики, устанавливая первые ситцепечатные цилиндренные машины. Ткацкие станки-"самолёты" обслуживались теперь не двумя, а одним рабочим. Одновременно Болотовы возрождают льняное ткачество - равендуки (толстое грубое полотно из пеньки) и фламское (тонкое льняное) полотно, славящееся за границей, при этом, что немаловажно, закупая льняную пряжу у местных крестьян. Возвращаются к жизни отжившие шуйские шёлковые и шерстяные ткани. А фирменный шуйский болотовский ситчик с "цветочком розы" становится известен по всей России. Семейство имеет собственные лавки в торговых рядах Санкт-Петербурга. Ткани вырабатывалась отменные благодаря особой заботе о качестве рисунка. Искусственные красители были заменены натуральной мореной.
К сороковым годам XIX века свой капитал Болотовы переводят в золотопромышленную отрасль и перебираются на жительство в Оренбургскую область. Недвижимость в Шуе распродаётся, а после смерти Алексея Ивановича в 1858 году текстильные фабрики закрываются и до Октябрьской революции уже не используются.
Родовое имение, дома, лавки, фабричные здания на улицах Торговой, Ковровской, Бутырки, Крутицкой и площади Воздвиженской - вот богатое архитектурное наследие, оставшееся нам от купцов и фабрикантов Болотовых. Нам удалось найти кусочек усадьбы, сохранившийся до наших дней,?- двухэтажное розовое здание на углу улиц Свердлова и Советской. В нём располагалась палатка, служившая, скорее всего, складским помещением. В лавках на улице Ковровской (Свердлова) Болотовы торговали чаем, специями и прочим колониальным товаром (на фото).
Ещё один примечательный факт из истории этой семьи. С лёгкой руки Болотовых в Шуе появились Петропавловские улицы. Началось с того, что Гавриил Болотов покупает земли помещика Отто, расположенные в километре от города, и предлагает крестьянам близлежащих деревень поселиться на его землях безвозмездно. Широкий жест не только ради блага ближнего, но и ради привлечения рабочей силы для развития фаб-ричного дела. Рабочими ткацких фабрик в ту пору, как известно, были посезонные крестьяне. Но поначалу Болотовы на загородном кладбище на общей могиле погибших от холеры шуян поставили (1868?г.) каменную часовню, которая через четыре года была обращена в церковь. Вокруг храма во имя Святых Апостолов Петра и Павла и зарождалось село Петропавловское. Без храмов сёла на Руси не создавались, и только к храму согласились переселяться крестьяне. Церковь до наших дней не сохранилась. Дело в том, что ещё в 1896 году на месте ныне действующего восстановленного храма на улице М.?Заботина была сооружена новая Петропавловская церковь, поскольку первоначальная кладбищенская становилась тесной, да и к тому же ветшала. Новый храм строили усердием шуян, привлекая благотворительные пожертвования. Ксения Болотова пожаловала на строительство 1500 рублей. К моменту, когда община новосёлов превысила сотню домов, землевладелица Болотова продала свою землю под строительство и выгоны общине. Позднее село Петровское вошло в черту города. Скептики заметят: мол, поступали Болотовы в угоду личных интересов. Но ложку дёгтя найти проще, чем согласиться с очевидным. Делалось всё на перспективу города - развивалась промышленность, привлекались рабочие руки, Шуя процветала. Разве это плохо?
Повернув с улицы Свердлова направо, я пошла по знакомой Советской улице, фотографируя ещё раз и медицинский техникум, и улицу Советскую в направлении от Свердлова к гостинице, и Вечный огонь, и заброшенный жилой дом постройки 30-х годов, и площадь Фрунзе с видом на мужскую гимназию. Когда я увидела название поперечной улицы : Стрелецкая. Любопытно… Там где-то находилась бывшая земская управа и дом П.П. Китаева. Надо посмотреть….
На месте бывшей Земской Управы было пустое место. Вообще весь чётный порядок Стрелецкой улицы оказался снесённым. Посреди большой пустой площади стоял супермаркет ГЛАВМАГ. Нечётная сторона тоже пострадала но не так сильно, разве только угол Советской и Стрелецкой представлял одиноко стоящий обгрызенный (без ворот, украшательств, палаток, сараев) дом.
Отсюда до Васильевской - 4 дома. 'Остатки прежней роскоши' - так мы говорили о подобном в годы детства. Один дом врос в землю и завалился - точно, как в Панове дом Анастасии Лопатиной. У другого - арка заделана примитивно и неаккуратно.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. УЛИЦА СВЕРДЛОВА (БЫВШАЯ КОВРОВСКАЯ)
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ