- 30-
Далее - поля и перелески.
И вот Пустошь с остатками храма близ дороги.
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, начало 20 в., расположена у дороги, обращена к ней своим северным фасадом. Краснокирпичный грузный храм, построенный в 1912 г. в формах русского стиля, сохранил доминирующее значение в застройке села, несмотря на утрату пятиглавого завершения.
Думала, что храм заброшен. Однако…
За восстановление храма в селе Пустошь протоиерей Андрей взялся в марте 2006 года. Храм этот в советское время использовался под клуб, потом десяток лет был заброшен и представлял собой плачевное зрелище. Однако благодаря трудам о. Андрея с Пасхи там начались богослужения. Предстоит еще огромная работа по восстановлению храма, а ближайшая задача - подготовить все, чтобы можно было совершать богослужения и зимой.
Вот! Поглядите! Это церковь с протоиереем, совершающим службу.
Едем… Среди мелких деревянных домишек Пустоши возле дороги неожиданный каменный дом. Похоже, что постройки начала 20-го века. Кому принадлежал этот дом?
Пустошенская и шуйская старообрядческие общины, судя по имеющимся сведениям, сильно зависели от купцов Турлаповых (возможно, самостоятельной шуйской общины, как юридического лица, вовсе не существовало). Родиной многочисленного и разветвленного рода Турлаповых считается село Пустошь. Вероятно, первые Турлаповы действительно вышли оттуда, но уже в середине 19 века представители разных ветвей не считали друг друга родственниками. Среди Турлаповых были и старообрядцы, и единоверцы, и сторонники господствующей синодальной церкви. Одни Турлаповы до революции занималась овчинно-шубным промыслом, другие - торговлей (бакалеей), третьи - традиционным крестьянским трудом. Одни считали себя шуйскими, другие - пустошенскими. Были "богатые" и "бедные" Турлаповы.
В Пустоши Турлаповы-старообрядцы более двухсот лет традиционно создавали семьи по предварительному сговору родителей (часто браки заключались между односельчанами, даже между однофамильцами, которых в окрестностях Пустоши было немало). Старообрядцы старались бережно хранить многолетние традиции - религиозность, трудолюбие, неприятие спиртного и табака. Распространенным наказанием детей была долгая молитва, стоя коленями на горохе.
В Шуе сохранились дома, принадлежавшие Турлаповым - на ул. Генерала Горбатова, д.1 (бывший "Турлаповский" магазин), Костромской ул. д. 20-22, ул. Ленина д. 52. Сохранился и каменный дом-усадьба Турлаповых в Пустоши.
Среди крупнейших овчинно-шубных заводов в 1861 г. были производства в Шуе Ивана Турлапова и Василия Турлапова [19]. В конце 19 в. - завод Онисия Галактионовича Турлапова в Шуе (60 рабочих), завод Якова Алексеевича Турлапова в Пустоши (110 рабочих).
Дальнейшая судьба братьев Турлаповых, строивших шуйскую церковь, неясна. Возможно, они, как наиболее состоятельные и явно не приветствующие новую власть, были раскулачены и репрессированы, возможно, умерли своей смертью в предреволюционные годы, т.к. оба уже были в возрасте.
Пробелы в генеалогии этой известной в Шуе и Пустоши фамилии отчасти связаны с репрессиями и раскулачиванием, тесно коснувшимися семьи Турлаповых. В списке репрессированных Ивановской области упоминаются девять представителей Турлаповых. У двух из них (Александра Николаевича, 1890 г.р. и у Алексея Николаевича, 1895 г.р.) местом рождения указана Шуя, у семерых (Александра Яковлевича 1878 г.р., Владимира Ефимовича 1903 г.р., Ефима Яковлевича 1868 г.р., Николая Ефимовича 1907 г.р., Сергея Ефимовича 1913 г.р., Александры Александровной 1878 г.р. и Надежды Ефимовной 1917 г.р.) - село Пустошь. Для всех пустошенских Турлаповых приговором определено проживание в спецпоселении в г. Магнитогорске Челябинской области. Судя по инициалам пустошенских Турлаповых - это члены семьи сына Якова Александровича - Ефима Яковлевича и, возможно, еще один его сын - Александр Яковлевич (он не упоминается А.Кабановым в списке детей Якова Турлапова). По слухам, один из пустошенских братьев Турлаповых был расстрелян в НКВД (спрятав перед этим золото и драгоценности в колодце), другой прокутил свое состояние и умер в Пустоши перед самой революцией, кто-то эмигрировал.
И перед самым Палехом при дороге возникло село Красное с церковкой.
Ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь была построена вместо одноименной деревянной церкви по "храмозданной грамоте" епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенофонта Троепольского от 23 июля 1801 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и помещика, коллежского асессора и командора Порфирия Николаевича Бутурлина.
Строительство церкви велось "церковным строителем" Петром Бородулиным на средства П.Н.Бутурлина и прихожан и было закончено в 1804 году.
Освящена церковь была 14 июня 1810 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и церковного строителя Петра Бородулина.
К 1897 году Свято-Знаменская церковь имела три престола: главный - в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой - во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. муч. Параскевы Пятницы.
"Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. мученицы Параскевы; по преданию эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ея явления и в настоящее время находится деревянная часовня.
Сохранилось традиционное церковное убранство: иконостасы, паникадила, светильники и пр.
В интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Живопись, как тематическая, так и орнаментальная, выполнена на высоком художественном уровне в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.
В 1905-1906 годах храм был реставрирован мастерами-иконописцами иконописной мастерской Ивана Ивановича Парилова в "итальянской" манере палехского фряжского стиля. При подготовке композиций фресок использовались библейские сюжеты гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам, Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры.
В годы советской власти Свято-Знаменская церковь в с. Красном не прекращала службу. Исключение составляют несколько лет в конце 30х-40х г.г., когда храм был временно закрыт, священнослужители были репрессированы. Но храм не дали разграбить прихожане Анна Блинова - староста и Евдокия Афанасьева, которые не отдали ключи от церкви, закопав их. Зданию досталась счастливая доля - из всех церквей района она сохранилась лучше всех.
Проезжая по сёлам, в домиках, стоящих вдоль шоссе, я отмечала привычный для этой местности облик. Я назвала бы его "дом со скворечником".
"Скворечник"- светёлка эта устроен так, что на самом коньке из-под крыши большого дома высовывается малюсенький домик с окном, а то и несколькими окнами, покрытый крышей, являющейся продолжением большой крыши. Светёлка оконцами своими смотрит на улицу и очень украшает дом.
Точно так же особой приметой деревенских домов Самарской области является дом с парадным крыльцом. Над крыльцом, выходящим на улицу, сделан навес, покоящийся на точёных столбиках. Навес украшался резьбой, и вся эта конструкция превосходно смотрелась. Оказавшись на Южном Урале отец моего мужа, Жичкин Александр Кириллович, уроженец Самарской области, именно в таком стиле и построил свой дом: с парадным крылечком и кружевными подзорами навеса над ним.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ИЗ ОКНА АВТОБУСА. ШУЯ и ШОССЕ Р152
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ