Вторник, 28.01.2025, 07:30
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Предыстория [9]
День 1-й. Шуя. Возле вокзала [3]
День 1-й. Шуя, пл. Революции [3]
Описание площади Революции в Шуе. Апрель 2011 года
День 1-й. Шуя,ул. 1-я Московская [3]
Шуя. 1-я Московская улица вблизи вокзала
День 1-й. Шуя, у Октябрьского моста [3]
День 1-й. Шуя, ул. Спортивная-Советская [3]
Шуя. ул. Спортивная. Единоверческий женский монастырь. Начало ул. Советской
День 2-й. Шуя. Из окна автобуса [6]
Поездка из Шуи в Паново. Описание проезда по городу: что было видно из окна автобуса
День 2-й. Шоссе Р152 [3]
Описывается дорога из Шуи в Паново по шоссе Р152
День 2-й. Паново [3]
Обзор деревни Паново - родины моего отца Басова Сергея Ивановича
День 2-й. Поход в Вареево [3]
Посещение бывшего волостного села Вареева, где в ограде церкви были похоронены мои предки
День 2-й. Шуя. От Пушкинской до центра [5]
Побывали в Панове. Увидели первый дом деда, теперь в Шуе посмотрели 2-й дом и пошли в центр города
День 2-й. Шуя. Воскресенский собор [3]
На Зелёной площади (бывшей Соборной) стоит прекрасный Воскресенский собор со 106-метровой колокольней
День 2-й. Шуя. Торговая улица [3]
Центральная улица Шуи - улица Малахия Белова (бывшая Торговая) - Шуйский Арбат
День 2-й. Шуя. Советская улица [17]
Советская улица города Шуи до революции называлась Миллионной. Здесь строили свои дома купцы и фабриканты.
День 2-й. Шуя, пл. Ленина [2]
В Шуе на площади Ленина, расположенной вблизи старинного Кремля, находится много красивых купеческих особняков, музей, больница Киселёвых
День 2-й. Шуя. Союзная улица [3]
Древний центр Шуи - Покровская площадь,Покровская и Дворянская улицы - ныне Союзная площадь и Союзная улица
День 3-й. Шуя. Заречье. Фабрики [2]
Едем в пригород Шуи, бывшее село Мельничное. Проезжаем по 1-й Московской улице мимо старинных фабрик
День 3-й. Шуя. Преображенская церковь [3]
Преображенская церковь в пригороде Шуи - Мельничном. Здесь меня крестили
День 3-й. Шуя. Древний центр города [3]
Хожу по самому древнему месту Шуи - бывшей крепости: Покровской и Спасской площадям, Посылинскому спуску
День 3-й. Шуя. Бывшая Спасская площадь [13]
На площади Ленина, бывшей Спасской, есть множество замечательных домов, оставленных нам шуйским купечеством
День 3-й. Шуя. Театральная улица [6]
День 3-й. Шуя. Ковровская_улица [7]
Достопримечательные дома на улице Свердлова (бывшей Ковровской)
Прощание [1]
Последние снимки, последние слова. Прощай, Шуя!
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Шуя-Паново » День 2-й. Шоссе Р152

2011-09-002

- 30-

Далее - поля и перелески.
И вот Пустошь с остатками храма близ дороги.
Шоссе З152. Пустошь. Церковь Спаса Преображения
 
Служба в церкви Спаса Преображения, Пустошь
ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, начало 20 в., расположена у дороги, обращена к ней своим северным фасадом. Краснокирпичный грузный храм, построенный в 1912 г. в формах русского стиля, сохранил доминирующее значение в застройке села, несмотря на утрату пятиглавого завершения.
 
Думала, что храм заброшен. Однако…
За восстановление храма в селе Пустошь протоиерей Андрей взялся в марте 2006 года. Храм этот в советское время использовался под клуб, потом десяток лет был заброшен и представлял собой плачевное зрелище. Однако благодаря трудам о. Андрея с Пасхи там начались богослужения. Предстоит еще огромная работа по восстановлению храма, а ближайшая задача - подготовить все, чтобы можно было совершать богослужения и зимой.
Вот! Поглядите! Это церковь с протоиереем, совершающим службу.
 
Едем… Среди мелких деревянных домишек Пустоши возле дороги неожиданный каменный дом. Похоже, что постройки начала 20-го века. Кому принадлежал этот дом?
Пустошь. Бывший дом Турлапоаа
 
Пустошенская и шуйская старообрядческие общины, судя по имеющимся сведениям, сильно зависели от купцов Турлаповых (возможно, самостоятельной шуйской общины, как юридического лица, вовсе не существовало). Родиной многочисленного и разветвленного рода Турлаповых считается село Пустошь. Вероятно, первые Турлаповы действительно вышли оттуда, но уже в середине 19 века представители разных ветвей не считали друг друга родственниками. Среди Турлаповых были и старообрядцы, и единоверцы, и сторонники господствующей синодальной церкви. Одни Турлаповы до революции занималась овчинно-шубным промыслом, другие - торговлей (бакалеей), третьи - традиционным крестьянским трудом. Одни считали себя шуйскими, другие - пустошенскими. Были "богатые" и "бедные" Турлаповы.
В Пустоши Турлаповы-старообрядцы более двухсот лет традиционно создавали семьи по предварительному сговору родителей (часто браки заключались между односельчанами, даже между однофамильцами, которых в окрестностях Пустоши было немало). Старообрядцы старались бережно хранить многолетние традиции - религиозность, трудолюбие, неприятие спиртного и табака. Распространенным наказанием детей была долгая молитва, стоя коленями на горохе.
В Шуе сохранились дома, принадлежавшие Турлаповым - на ул. Генерала Горбатова, д.1 (бывший "Турлаповский" магазин), Костромской ул. д. 20-22, ул. Ленина д. 52. Сохранился и каменный дом-усадьба Турлаповых в Пустоши.
Среди крупнейших овчинно-шубных заводов в 1861 г. были производства в Шуе Ивана Турлапова и Василия Турлапова [19]. В конце 19 в. - завод Онисия Галактионовича Турлапова в Шуе (60 рабочих), завод Якова Алексеевича Турлапова в Пустоши (110 рабочих).
Дальнейшая судьба братьев Турлаповых, строивших шуйскую церковь, неясна. Возможно, они, как наиболее состоятельные и явно не приветствующие новую власть, были раскулачены и репрессированы, возможно, умерли своей смертью в предреволюционные годы, т.к. оба уже были в возрасте.
Пробелы в генеалогии этой известной в Шуе и Пустоши фамилии отчасти связаны с репрессиями и раскулачиванием, тесно коснувшимися семьи Турлаповых. В списке репрессированных Ивановской области упоминаются девять представителей Турлаповых. У двух из них (Александра Николаевича, 1890 г.р. и у Алексея Николаевича, 1895 г.р.) местом рождения указана Шуя, у семерых (Александра Яковлевича 1878 г.р., Владимира Ефимовича 1903 г.р., Ефима Яковлевича 1868 г.р., Николая Ефимовича 1907 г.р., Сергея Ефимовича 1913 г.р., Александры Александровной 1878 г.р. и Надежды Ефимовной 1917 г.р.) - село Пустошь. Для всех пустошенских Турлаповых приговором определено проживание в спецпоселении в г. Магнитогорске Челябинской области. Судя по инициалам пустошенских Турлаповых - это члены семьи сына Якова Александровича - Ефима Яковлевича и, возможно, еще один его сын - Александр Яковлевич (он не упоминается А.Кабановым в списке детей Якова Турлапова). По слухам, один из пустошенских братьев Турлаповых был расстрелян в НКВД (спрятав перед этим золото и драгоценности в колодце), другой прокутил свое состояние и умер в Пустоши перед самой революцией, кто-то эмигрировал.
 
И перед самым Палехом при дороге возникло село Красное с церковкой.
Шоссе Р152. палехский район. Село Красное. Свято-Знаменская церковь
 
Ныне существующая каменная Свято-Знаменская церковь была построена вместо одноименной деревянной церкви по "храмозданной грамоте" епископа Владимиро-Суздальской епархии Ксенофонта Троепольского от 23 июля 1801 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и помещика, коллежского асессора и командора Порфирия Николаевича Бутурлина.
Строительство церкви велось "церковным строителем" Петром Бородулиным на средства П.Н.Бутурлина и прихожан и было закончено в 1804 году.
Освящена церковь была 14 июня 1810 года по прошению священника с. Красное Стефана Стефанова и церковного строителя Петра Бородулина.
К 1897 году Свято-Знаменская церковь имела три престола: главный - в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой - во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. муч. Параскевы Пятницы.
"Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. мученицы Параскевы; по преданию эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ея явления и в настоящее время находится деревянная часовня.
Сохранилось традиционное церковное убранство: иконостасы, паникадила, светильники и пр.
В интерьерах церкви сохранилась настенная живопись с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Живопись, как тематическая, так и орнаментальная, выполнена на высоком художественном уровне в середине XIX века мастерами знаменитой иконописной Палехской школы. Реставрация живописи проводилась: в 1862 году, в 1905-1906 годах, в 1973 году и 1987-1988 годах.
В 1905-1906 годах храм был реставрирован мастерами-иконописцами иконописной мастерской Ивана Ивановича Парилова в "итальянской" манере палехского фряжского стиля. При подготовке композиций фресок использовались библейские сюжеты гравюр Юлиуса Шнорра и французских художников-графиков. Таким образом, по сегодняшним меркам, Свято-Знаменский храм является уникальным памятником не только русской, но и европейской культуры.
В годы советской власти Свято-Знаменская церковь в с. Красном не прекращала службу. Исключение составляют несколько лет в конце 30х-40х г.г., когда храм был временно закрыт, священнослужители были репрессированы. Но храм не дали разграбить прихожане Анна Блинова - староста и Евдокия Афанасьева, которые не отдали ключи от церкви, закопав их. Зданию досталась счастливая доля - из всех церквей района она сохранилась лучше всех.
 
Проезжая по сёлам, в домиках, стоящих вдоль шоссе, я отмечала привычный для этой местности облик. Я назвала бы его "дом со скворечником".
Шоссе Р152. Дом во 'владимирско-шуйском' стиле
 
"Скворечник"- светёлка эта устроен так, что на самом коньке из-под крыши большого дома высовывается малюсенький домик с окном, а то и несколькими окнами, покрытый крышей, являющейся продолжением большой крыши. Светёлка оконцами своими смотрит на улицу и очень украшает дом.
Точно так же особой приметой деревенских домов Самарской области является дом с парадным крыльцом. Над крыльцом, выходящим на улицу, сделан навес, покоящийся на точёных столбиках. Навес украшался резьбой, и вся эта конструкция превосходно смотрелась. Оказавшись на Южном Урале отец моего мужа, Жичкин Александр Кириллович, уроженец Самарской области, именно в таком стиле и построил свой дом: с парадным крылечком и кружевными подзорами навеса над ним.
 
 
ДЕНЬ ВТОРОЙ.   ИЗ ОКНА АВТОБУСА.   ШУЯ и ШОССЕ Р152  
Стр.30 из:   23  24  25  26  27  28  29  30  31   Читать дальше 

НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ 
Категория: День 2-й. Шоссе Р152 | Добавил: helenbass-1946 (29.01.2016)
Просмотров: 1267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2025
    uCoz