- 36-
От кладбища дорога пошла под гору, идти стало легче. Вареево виднелось справа.
Неужели дошли? Да! Вот и прислонённый к ольхе ржавый указатель "Вареево" виднеется сквозь ветки кустарника, растущего в канаве.
И это всё, что осталось от волостного села? Несколько покинутых домов?
Правда, дома были построены просторные. Один - тот, что слева, уже склонил голову; а второй - справа - видно, покинут недавно.
Неужели никого в деревне нет? Галина Николаевна Чикарина писала, что в Варееве есть-таки два жилых дома.
Идём дальше и слышим стук топора. Вдруг из-за изгороди синего дома выскочила собака и бросилась к нам. Облаивала старательно, но укусить не пыталась. На её лай вышел из ограды синего дома высокий, худощавый человек, лет 50. Судя по топору в руке и груде берёзовых поленьев возле забора, он заготавливал дрова. Это был, как я позднее узнала, Калёнов Валерий Витальевич. А в синем доме жила его тётка.
Я поздоровалась и спросила его, не знает ли он, где здесь стояла церковь.
- А вот здесь и стояла, - показал он в сторону опушки возле берёзового леса.
- Где, где? Покажите, - попросила я.
Мы подошли к опушке берёзового леска.
- Вот, видите здесь ровное такое место, вот здесь и была церковь. А потом на этом месте был Дом культуры. Только он был вон там, подальше, - он махнул рукой в сторону кустиков. - А здесь, на месте церкви, остался только пол, и по нему мы ещё на велосипедах катались. Такая ровная была площадка, круглая.
- А кладбище при церкви было? - спросила я. - Там были похоронены мои предки. Они жили в Панове. Басовы. Может, слышали?
- А как же! В вашем доме теперь совхозная контора.
- Точно. Его мой дед строил. Он ещё писал, что его дед, бабушка, сестра бабушки и отец похоронены в ограде Вареевской церкви. Где это?
- Да вот здесь, где стоим. Вот здесь и были могилы. Я сам не помню, но мой отец рассказывал, что, когда строили дорогу в Григорово, - он махнул рукой в сторону дороги, - то церковь тогда и снесли. Весь кирпич пошел туда. Здесь болота везде. Сколько в эту дорогу вбухали! Кладут, а болото засасывает. Ну, вот. Тогда же и кладбище запахали. Григоровский председатель вызвал бульдозеры, они плиты с могил своротили и - к дороге их. А оттуда на самосвалах увезли в Григорово. Председатель на них дом построил. А вы откуда приехали?
- Из Самары.
- Издалека… А тут как-то приезжали, спрашивали тоже про церковь. Родственники местного священника.
- Афонского?
- Вот тебе и раз! А я-то думал, почему сараи Афонские? Вон там, - он показал на кусты напротив синего дома, - было сельпо, а за ним сараи. Называли их "афонские сараи". А почему, никто уж и не помнил. Ну, да теперь уж ни сельпо, ни сараев давно уж нет. А раньше Вареево было село! А Паново - деревня. Я здесь, в Варееве, родился. У меня и в паспорте так написано: место рождения - село Вареево. Вот в этом доме, - он показал на тот из двух домов, что я фотографировала, и который был давно заброшен, - я и родился. Это дедов дом. А вот этот дом, - он показал на тот из двух, что лучше сохранился, - строил мой отец. Я, вот видите, возле дедова дома кустарник вырубил, а то всё заросло, и не подойти. Сейчас видно, какой был дом.
Он помолчал. И видно, боль за родное село растревожила его душу. Он снова начал сравнивать Вареево и Паново.
- Вареево - село, у нас здесь столько народу жило! А в Панове после войны пять домов - и всё. А в восьмидесятые организовали овцеводческий совхоз и контору разместили в Панове. Весь народ туда и двинулся. И здесь и в окрестных деревнях никого не осталось.
Вот что я узнала об Афонских из Интернета на сайте Союза Возрождения Родословных Традиций
http://www.svrt.ru/:
Фёдор Васильев(ич). В 1836 - священник с. Вареева Вязниковского уезда. Жена - Ирина Андреевна. Упоминается в 1837.
Дети: Пётр и Ефим.
Ефим Фёдорович Афонский (ум. 1883). Окончил Владимирскую Духовную Семинарию(ВДС) в 1846 г. С 1847 - священник с.Вареева Вязниковского уезда
Дети: Иван, Дмитрий, Василий, Мария (в 1869-71 - девица).
Василий Ефимович Афонский. В 1868 из низшего отделения Шуйского Духовного Училища (ШДУ) - в среднее отделение В 1870 он из 3 - в 4 класс ШДУ. Окончил ШДУ в 1872. Учился во Владимирской гимназии. В 1886 - учитель в г.Вязники.
Иван Ефимович Афонский. Окончил ШДУ в 1879 г. Окончил ВДС в 1885 г. В 1887 - псаломщик Вязниковской Покровской кладбищенской церкви. С 1891 - священник с.Красного Гороховецкого уезда 20.09.1903 перемещён к собору г.Суздаля, где служил и в 1905 г.
Дмитрий Ефимович Афонский. В 1872 перешёл из 1 во 2 кл. ШДУ. Окончил ШДУ в 1876 г. Окончил ВДС в 1883 г. С 1883 - священник с. Вареева Вязниковского уезда
Михаил Афонский.В 1903 из 3 - в 4 кл. ШДУ.
Николай Афонский. В 1906 перешёл из 1 во 2 кл. ШДУ. В 1910 перешёл из ШДУ в ВДС. В 1911 - к переэкзаменовке в 1 кл. ВДС.
Нашёлся на этом генеалогическом древе и знакомый мне по папиной рукописи отец Дмитрий Афонский - последний священник Вареевской церкви.
Я оставила Валерия Витальевича разговаривать с Женей и пошла по периметру ровной площадки в центре поляны - места, где стояла церковь. В дальнем углу стоял кирпичный столб. Я подумала, что это столб от церковной ограды. Вернувшись с обхода, спросила у Валерия Витальевича об этом.
- Нет, это от ограды ДК, здесь же после церкви клуб был.
В старой, пожухлой, ещё не отросшей траве, я заметила довольно большой камень красноватого гранита. На нём видны следы обработки, было похоже, что это часть сферического навершия, какие бывают на столбах.
- Ну, вот это уж точно камень от ограды. Не церковной, нет, - могильной, - подумала я.
И представила себе могилы с мраморными и бетонными плитами, по периметру которых стояли красные гранитные столбики, соединённые цепями.
Я попросила Женю сфотографировать меня рядом с этим камнем - единственным материальным свидетельством того, что здесь когда-то было кладбище. Где-то там, глубоки в земле, под моими ногами лежали мои предки: прадед, ослепший от пьянства; деловитый прапрадед, оставивший хорошее наследство своему непутёвому сыну; прапрабабушка Александра, о которой не осталось никаких сведений, только имя. И знаменитая кока Дуня, на чьи деньги были построен моим дедом Иваном Григорьевичем Басовым знаменитый розовый дом в Панове.
Ну, вот. Всё, что могла узнать об этом месте, я узнала. Пора было возвращаться в Паново. Попросила разрешения у Валерия Витальевича сфотографировать его на память.
И пошли мы назад, к дороге, лавируя между ручьями и прозрачными лужами, полными талой воды. И уже по-новому смотрела я на два дома на входе в село. Теперь не были они для меня безымянными остатками прежней жизни, это были дома, построенные предками Валерия Витальевича Калёнова.
И дорога, к которой мы шли, тоже была уже не просто какой-то просёлочной щебёночной дорогой. Это была дорога, построенная на костях Вареевской церкви. И Григорово, что виднелось на западе, на возвышении, и к которому эта дорога вела, тоже стало мне не чужое: где-то фундаментом председателева дома лежала бетонная плита с могилы моих предков.
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ПАНОВО и ВАРЕЕВО.
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ