1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
3. Рисованные куклы, кукольный театр и "Красная шапочка"
Зимой я много играла в бумажных кукол. С тех пор как Оля Верхолётова научила меня рисовать их, я постоянно изображала мальчика, похожего на Володю, с кудрявым каштановым чубом, и девочек, похожих на себя и своих подруг. Все они были в нижнем белье: маечках с символикой Спартака или Динамо и трусиках тёмно-синего цвета. Так меня научила Оля.
Я придумывала разные одёжки для них, рисовала, раскрашивала и надевала, закрепляя на кукольных плечах с помощью бумажных полосок.
Куклы мои играли и бегали по столу, как мы по двору, ссорились и мирились, ходили в школу и делали уроки, для чего я мастерила им маленькие тетрадочки. Это было как бы повторная прогонка всех событий, случившихся в действительности, повторное выполнение домашних заданий, да не один раз, а по числу кукол. Неудивительно, что и правила русского языка, повторенные столько раз, легко было рассказывать в классе. Причём я старалась придумать свои примеры к правилу, а не те, что приводились в учебнике. А решение различных примеров и задач по арифметике - тоже позволяло быстро и безошибочно делать их в классе. Я любила учиться, делала это с удовольствием, и у меня всё получалось. Редко-редко мне ставили четвёрки по правописанию, и то это происходило из-за плохого пёрышка или грязи в чернильнице.
Зимой 1956-1957 годов в нашем Доме пионеров организовался кукольный театр. Он просуществовал только один сезон, а потом канул в Лету. Видно из Свердловска приезжал к нам на практику какой-то дипломник театрального училища по классу кукол.
Под его руководством мы сделали кукол и к смотру художественной самодеятельности подготовили маленький спектакль по сказке "Лиса и Заяц" о том, как лиса построила себе ледяную избушку, а заяц - лубяную, и как лиса захватила заячий дом. Все звери по очереди пытались её оттуда выгнать, а она отвечала: "Как выскочу? как выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам!"
Мне дали маленькую роль волка, а звездой стала Валя Яковлева, игравшая лису.
Помню, как мы разыгрывали эту сказку в маленьком зальце Дома пионеров. За ширмой стояла темнота. Мы, держа кукол над головами, вели их почти вслепую, иногда сталкиваясь за ширмой, потому что всё внимание было обращено наверх, туда, где на кукольной сцене разыгрывалось действо.
После этого представления был разбор полёта, которого я не помню. Потом уж, когда мы встречались по случаю 40-летия окончания школы в 2003 году, Тома Харламова рассказывала, что я нагло взгромоздилась на ручку кресла, где сидел наш руководитель, и что-то доказывала, размахивая руками. Её это неприятно поразило, а я даже не запомнила.
Так или иначе, это была, видимо, неудачная проба сил в трудном искусстве кукловодов.