![]( http://helenbass-1946.ucoz.net/PicturesDM/Vin-1.jpg) |
СЕРГЕЙ БАСОВ |
ДАМОКЛОВ МЕЧ |
-185- |
Теперь пора приниматься за прочностные расчёты. Черчу на отдельных листочках схемы силовых нагрузок, определяюсь с изгибающими моментами, строю "верёвочный" треугольник системы Кремоны. Наношу на чертёж контуры скелета моста.
Теперь для фермы необходимо подобрать размеры сечений. Здесь верховодит, задаёт тон всему допускаемое напряжение. Оно задаётся от 600 кГ/кв.см до 1200 кГ/кв.см. Можно принять любое значение в этом диапазоне, но чем меньше допускаемое напряжение, тем тяжелее конструкция. Это называется у конструкторов: "чтобы спокойно спать". В моём случае "спокойно спать" - дорого обойдётся. Кран огрузнеет, приобретёт "одышку", так как нагрузка на мотор - "сердце" крана - неоправданно увеличится. Получится не компактный двухбалочный мост, легко выдерживающий нагрузки и легко передвигающийся, а неуклюжее тяжеленное пугало. Хватит с меня стыда за консольно-неповоротливый кран фасонно-литейного цеха в Синаре.
Итак, если конструкция не испытывает динамических нагрузок, то лучше взять допускаемое напряжение ближе к максимальному, тогда конструкция будет более изящной и менее тяжёлой. Но у меня конструкция движущаяся и нагрузка динамическая. Что делать?
Толя Глазков подходит, видит мои страдания над расчётом.
- Ого! Вот это так изгибающий момент! Мне такие не попадались. А какое у тебя сечение, высота подкрановой балки? Полтора метра? Нельзя, Серёжа, за станки будет задевать. Уменьши запас прочности.
- Уменьшал уже, всё равно вес получается большой.
- Какой же у тебя запас прочности, пятикратный?
- Двухкратный.
- Не рекомендуется, - говорит Толя.
Он во всём удивительно толково разбирается. Что ни спроси - всё знает. Куда мне до него!
- А допускаемое напряжение у тебя какое?
- Тысяча килограммов на квадратный сантиметр.
- О, это почти верхний предел. Тут больше ничего не выжмешь. А как считал, не ошибся в арифметике? Если всё верно, то уменьшай грузоподъёмность крана. Никогда они десять тонн не поднимали и не будут. Самая тяжёлая деталь для обработки на карусельном станке - это копровое колесо в сборе - три тонны.
- Не могу. Задание на десять тонн.
- Тогда не завидую, - говорит напоследок Толя и уходит, оставляя меня наедине с гигантским изгибающим моментом.
Как всегда в трудные минуты за советом я обращаюсь к книгам. Достал "Грузоподъёмные машины" Бетмана, проштудировал от корки и до корки. Нашёл-таки конструктивное решение, уменьшающее максимальный изгибающий момент. Маленькая, но победа!
Через месяц весь проект - пятнадцать листов чертежей - я принёс Журавлёву.
![](http://helenbass-1946.ucoz.net/PicturesDM/Back.jpg) |
185 |
![](http://helenbass-1946.ucoz.net/PicturesDM/Forward.jpg) |