1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Весной я как-то совершенно неожиданно, прямо катастрофически выросла. Я и так была выше всех девочек в классе, а тут вообще стала, как коломенская верста. Весеннее пальтишко едва прикрывало попу. В туфли я не смогла влезть.
И тогда мне купили ужасные огромные туфли жуткой формы, с тупыми круглыми носами. Они были мне велики, купили-то на вырост, и я - посмешище - шлёпала ими при ходьбе. Туфли эти соскользнули бы с ноги при первом же моём шаге, но они имели поперечную полоску, которая застёгивалась на пуговичку, она и не давала туфле послать меня куда подальше и остаться отдыхать на дороге.
Ужасно я не любила эти туфли. Ещё и цвет был мерзкий: розовато-коричневый, фу!
Как раз в это время папа ушёл с работы, т.е. прекратил свою трудовую деятельность на благо социалистического государства и занялся шлифовкой своего эпического романа "Чудесный сплав", по вопросу его печати он ездил в Свердловск и привёз мне оттуда вязаную красную шапочку с помпоном.
Вязали её на Северном Кавказе, видно было, что из непряденых нитей, между петлями были довольно большие прорехи, поэтому просуществовала моя любимая шапочка до первой стирки, но всё же этой весной я с гордостью носила её, в то время как остальные девчонки ходили в каких-то тёмных шапках или платках. Эта шапочка делала меня хоть немного красивее, чем я была на самом деле.
И ещё эта весна заронила во мне мечту побывать в Москве. Из своей поездки в Свердловск папа привёз не только красную шапочку, но и мечту, что будет напечатана его книга. Возможно, это и сподвигло его на такой решительный шаг, как уход с работы. После поездки папа собрал нас всех в гостиной. Мы сидели на диване, а он рассказывал, и глаза его горели: "…обещали напечатать. Сколько мы тогда получим денег!!! Купим всем одежду, поедем в Москву, Может быть, вообще переедем в Москву". И он описывал, как хорошо мы будем жить в Москве. Он любил Москву ещё с ранней юности.
И после его рассказов мне снилось, будто я лечу над Красной площадью, подо мной проплывает Спасская башня, почему-то темно и горят кремлёвские рубиновые звёзды.
Ничего не сбылось. И вот за это, каюсь, я долго, почти всю свою жизнь вспоминала с гневом и отвращением этот вечер, когда папа позволил себе заронить в нас надежду на лучшую жизнь, а она не сбылась. "Никогда, никогда, - говорила я себе, - я не выйду замуж за прожектёра и пустомелю". И всю жизнь, как ни смешно, я питала к ним безотчётную симпатию.