1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Этой осенью мне купили велосипед, красивый женский велосипед марки "Ласточка". Рама у велосипеда была из прочной трубы, на руле - звонок, фара и рычажок переднего тормоза. Динамка на переднем колесе вырабатывала электроэнергию для фары.
Сзади сидения подвешивалась сумочка с инструментами, а на стойке сидения крепился насос.
А теперь сравним женскую "Ласточку" и мужской "Орлёнок". Сыграем в "Найди 10 отличий". Конечно отличий не 10, а всего-навсего 3, но два из них весьма существенны. "Ласточка" не имеет багажника и продольной трубы, соединяющей рулевую колонку и стойку сидения. Сделано это, чтобы дамы могли кататься в платьях.
Чтобы сесть на мужской велосипед, нужно, поставив одну ногу на педаль, раскатиться, отталкиваясь другой ногой и, перебросив эту, другую, ногу через раму, поймать ею педаль. Дальше: садишься на седло и едешь. Представьте себе, что девочка в платье и чулочках на подтяжках проделывает этот кульбит. М-да… Платье задирается, мелькают подтяжки и даже трусики - фу! Вот поэтому рама женского велосипеда и имеет форму буквы U, влезть на женский велосипед гораздо легче и выглядит этот процесс несравненно приличнее, не надо перекидывать ногу через раму.
Третье отличие - в наличии сетки на заднем колесе. Эта исключительно декоративная деталь придаёт велосипеду женственный вид. Но по нашим грязным дорогам в таком наряде ездить одно расстройство, После поездки не только сетка, но и спицы, и колесо заляпаны грязью, а отчищать её под сеткой очень трудно.
На моём велосипеде катались по очереди все окрестные ребята. Я не жадничала. Занимали очередь и, дождавшись, делали круг по нашей Октябрьской улице: от ворот нашего дома до мотовозной линии и обратно. Больше ни у кого такой роскоши не было. Нет, вспомнила, был велосипед у Оли Верхолётовой, но это был мужской велосипед, доставшийся ей по наследству от брата Димы.
Вечером я мыла свою "Ласточку", вынеся из дома ведро воды и тряпку, и это было самое противное, но папа поставил условие при покупке: содержать велосипед в чистоте, и я старательно отмывала не только колёса, но и педали, раму и сетку.