1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
На третьей фотографии мы с Наташей и все, кто под руку попался, сидим в тени кустов и деревьев. Папа назвал снимок: "Пионерское начальство". Хотя начальства там было только две персоны: Света Касёнок, член совета дружины и я - звеньевая. От каждого отряда, кроме председателя совета отряда, был ещё представитель в совете дружины, он-то и назывался членом совета дружины. Как и у председателя совета отряда, у него на рукаве были нашиты две красные полоски. Отряд обычно делился на 3-4 звена, вот в одном из них я была звеньевой, мне полагалась на рукаве пионерской рубашке одна красная полоска. Её, кстати, видно, на первой фотографии.
В 1956 году в нашем лагере произошло запомнившееся мне событие.
Как известно, все учебники "Родной речи" в начальной школе были украшены портретом Сталина. Сталин, сидящий на скамейке с Лениным, Сталин, гуляющий по просторам родины, Сталин на мавзолее, Сталин, держащий букет пионов, подаренный ему маленькой девочкой. В общем, его портрет можно было увидеть всюду. И в лагере тоже. Обычно в глубине эстрады, где проходили концерты, был огромный портрет Сталина. На его фоне и происходили всяческие действа.
А в этом году в начале смены, забравшись на эстраду, мы увидели, что у Сталина нет глаз, они были выжжены, как будто о холст тушили папиросу. Жуткое зрелище: безглазый Сталин улыбался с портрета.
Кто-то осмелился сделать то, за что несколькими годами раньше его бы расстреляли. Наверное, это было следствие Двадцатого съезда, покончившего с культом Сталина. Люди перестали бояться и хоть таким вот символическим жестом выразили свою ненависть к ужасному убийце. Мы, дети, о Двадцатом съезде ещё не знали, об этом нам расскажут позже, на уроках истории, но кое что из разговоров родителей на эту тему до меня доносилось из-под кухонной двери.