|
СЕРГЕЙ БАСОВ |
ЗАПИСКИ. ГАТЧИНА |
-2- |
|
|
Несколько слов о Гатчине
Подленинградье… Равнина, выглаженная зелёным утюгом. Возвышенности здесь редки, их называют любовно "горками" и даже "горами". Заболоченные речки в травянистых берегах чередуются с полями. Редко где, на подъезде к Гатчине, замаячит на горизонте труба промышленного предприятия.
Гатчина - город-спутник Питера, пряжка на её сельскохозяйственном поясе второй столицы; в годы войн и нашествий - ворота в Красный Питер, Ленинград; до революции - Царская Деревня, после и сейчас - зона отдыха ленинградцев, дачное место, где всё дышит умиротворённостью, покоем, экзотикой прошлого, традиционной чиновной желтизной строений, памятным по истории "гатчинским духом" аракчеевщины.
Городок отмечен перстом Революции, в которой играл не последнюю роль. Но и революционное прошлое не смогло вытравить из народной памяти целую временную полосу царствования реакционного духа, ассоциирующегося с желто-чёрными полосатыми шлагбаумами.
Для политкаторжан, революционеров-красноармейцев имя городка было одиозным, и его несколько раз меняли на революционное: Троцк, Урицк, Красногвардейск. Имена эти не прижились, и внуки политкаторжан вернули ему прежнее, когда убедились, что какими бы советскими именами его не называть, традиционная "желтизна" останется. Неумно мстить Истории.
На 80 000 жителей в городе два вокзала: Варшавский и Балтийский. Говорят, раньше был только Варшавский вокзал, и царь прибывал на летний отдых именно на него, а дворец находился на другом конце города. И вот, чтобы не ходить так "далеко", самодержец приказал провести дорогу рядом с дворцом. И вырос Балтийский вокзал с самостоятельной дорогой. Получились две железные дороги из Питера в Гатчину.
Въезд и выезд - через арочные Ингербургские ворота; статуи рыцарей в панцире со щитами и шлемов с забралами - на воротах. Красные казармы бывшего Кирасирского полка встречают въезжающего с северо-запада. Шеренга низеньких каменных домов с рострами на стенах - традиционно желта.
|
2 |
|