1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Яков Абрамович, наш учитель математики и физики, не только учил нас играть в шахматы и делать вешалки, он ещё и учил нас правильно составлять электрические цепи. Как раз в седьмом классе мы изучали по физике электричество, и лабораторные работы проводились в Доме пионеров, который был совсем близко от школы, во дворах.
Яков Абрамович размещал нас по разным столам, выдавал набор из проводов, реостатов и лампочек, амперметров и вольтметров, и задавал задание - всем одинаковое. Сначала задания были простые: скажем, собрать цепь из лампочки, реостата, источника тока и измерительного прибора, чтобы ток был такой-то и напряжение - такое-то.
Потом задания усложнялись, мы осваивали параллельные соединения, собирали "мосты", гирлянды. И в заключение давалась творческая задача: подобрать сопротивления так, чтобы в двух контурах был разный ток, сила тока одного, допустим, должна превышать силу тока в другом контуре в два раза. В общем, Яков Абрамович был человек творческий, и к обучению подходил с фантазией. Чтобы заслужить пятёрку, нужно было собрать схему первым. Собрать правильно и показать, что она работает.
Соберёшь, подойдёшь к Якову Абрамовичу, он разрешает накинуть провода на клеммы аккумулятора. Если лампочки загорятся, значит, в принципе, схема работающая. Теперь нужно, чтобы заданные ток и напряжение, определяемые по приборам, показывали то, что учитель задал. Начинаешь работать с реостатами. Если добиваешься нужных показаний, - молодец! - получаешь "пять". Если нет - увы! - иди, собирай снова.
Похвастаюсь: Яков Абрамович меня ни разу не заставлял переделывать схемы. Чаще других я собирала схемы самая первая, получая заслуженные пятёрки.