Шепеленко обещал дать мне машину с утра, но его "козлик" освободился только в десять.
До посёлка Никель, называвшегося раньше по-фински Петсамо, 53 километра. Быстренько проехали город и выскочили на шоссе, благо городская черта находится метрах в трёхстах от центра.
Дорога вела под уклон, затем на взгорок, к указателю границы города "Заполярный", а там - к озеру Пало-ярви. Дорога бежала к государственной границе, на юго-запад. Вокруг виднелись невысокие округлые горы, похожие на гигантские камни, поросшие кустарником и как бы вдавленные в землю.
Ложбина. Объезд "окатыша" горы, спиральный спуск, спиральный взлёт. Так по спиралям и катим. Дорога идёт мимо границы с Норвегией, к финской границе.
Дорога спрятана в снежном коробе, проделанном снегоочистителями и бульдозерами. Снег необыкновенной чистоты, такой и в деревне не встретишь.
И всё равно видится, что дорога не наезженная, напряжённая дорога, по ней лишний раз не поедешь. По ту сторону границы - вышка НАТО, с неё следят за всеми машинами, проезжающими мимо, засекают не только едущих, но и номер машин. Живём под прицелом.
Никель-Петсамо.
Как всё-таки прихотлива судьба человека! В 1949 году я чуть было не угодил сюда на работу. Предложили на выбор: Усть-Каменогорск в Казахстане и Петсамо - город на стыке трёх границ, только четыре года тому назад ставший советским. Меня хотели сослать сюда, сочтя неблагонадёжным. А почему? Да из-за плена. Спецотдел запретил выдавать даже чертежи проектов, которые я сам делал. Я остался в Красноуральске. Пришлось доказывать своё партизанское прошлое. Съездил на место моего несостоявшегося расстрела - в деревню Западня Змиёвского района Харьковской области, привёз справку. Удовлетворились, и я работал в Красноуральске ещё два года.
|
64 |
|