- 93 -
Вижу на входе в Театральную улицу справа деревянные дома с палатками и складами.
Крайнего в улице дома №6 сегодня уже нет - сгорел.
На левой стороне улицы - остатки Воздвиженской церкви, превращённой в производственное помещение.
А это - вид Воздвиженской улицы и церкви на ней до революции.
Какая она была прекрасная, Шуйская церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня! Кстати, колокольня у храма в точности такая, как у Палехской Крестовоздвиженской церкви.
Одна из старейших шуйских церквей. Находится на территории посада, прилегающего к кремлю. До середины 17в главным престолом был Борисоглебский, затем Воздвиженский.
В 1616 г рядом с деревянной Крестовоздвиженской существовала отдельная Борисоглебская церковь с собственным причтом (предполагается, что первыми шуйскими храмами на посаде были Козмодемьянская, Никольская и Борисоглебская церкви, позднее ставшие приделами или зимними).
По названию Борисоглебской церкви на посаде именовалась значительная территория по левому берегу Тезы - Борисоглебская слобода. Возможно, Шуя младше Борисоглебской слободы и возникла на ее территории. Крестовоздвиженская церковь на рубеже XIX - XX вв одна из крупнейших городских церквей, комплекс сооружений которой играл существенную роль в городском ландшафте.
На территории храмового комплекса существовал небольшой женский монастырь, именовавшийся поочередно Борисоглебским и Воздвиженским и прекративший свое существование в конце 17в.
Существующее каменное здание построено в 1693 г. (одно из наиболее древних сооружений в Шуе). Значительные перестройки произошли в первой половине 19 в. на средства успешных шуйских фабрикантов Посылиных и Киселёвых.
В.А.Борисов писал: "Крестовоздвиженская церковь есть одна из богатейших не только в Шуе, но и в целой Владимирской епархии. Первоначальное основание ея покрыто неизвестностию. Впрочем, народное предание почитает ее древнейшею из всех церквей в городе." ("Описание города Шуи и его окрестностей", 1851)
Афанасий Веков в 1629 году описывал ее деревянной, с приделом во имя мучеников Бориса и Глеба. Видимо от названия этой церкви и возникло название шуйского посада (предместья города за пределами крепости) - Борисоглебская слобода.
В 1693 году построена каменная Воздвиженская церковь. При ней была деревянная церковь Великомученика Георгия. Обе они были разрушены во время пожара 1710 года.
С 1810 года церковь начала богатеть в основном благодаря щедрым пожертвованиям шуйских купцов Посылиных и Киселевых. В 1823 году храм был основательно обновлен изнутри и снаружи. Читаем у Борисова: "Крестовоздвиженский храм, как мы видим его в настоящее время, о пяти главах, обитых белой жестью. Кровля его покрыта листовым железом, выкрашенным зеленою краскою; снаружи украшен лепною работою. На верху под карнизом изображены на холсте масляными красками некоторыя места из Св. Истории. С трех сторон, крыльца с покрытыми галлереями; ограда каменная с железными изящными решетками; в ограде насажены аллеями разныя деревья. Внутреннее украшение храма весьма богато и великолепно. Иконостас, с колоннами искусной резьбы, весь вызолочен червонным золотом... Стены храма росписаны превосходно известным живописцем Медведевым... Из икон особеннаго внимания заслуживает, по глубокой своей древности: икона Успения Богоматери, с подписями, - она вывезена из Греции; икона Святителя и Чудотворца Николая... Все вообще украшение храма, как утверждает опись, оценивается в 200,000 р.сер."
Закрыта она была в 1937 году. Какое-то время здание пустовало. Роспись на стенах, которые можно увидеть на старых фотографиях, старательно закрашивали, но через какое-то время рисунок проступал снова, являясь зримым укором тем, кто опустошил храм. Здание было отдано промышленному предприятию - АО "Изделия из пластмасс"
Хотя нет, от церкви осталось еще кое-что. Название - старшее поколение до сих пор называет деревянный мост через Тезу рядом с бывшим храмом Воздвиженскими лавами.
Некрополи были на территории практически всех церквей Шуи. За что же удостаивались упокоения там? Крестовоздвиженская церковь пребывала в бедственном положении до тех пор, пока ее восстановлением не занялись предприниматели Киселевы и Посылины. Они сделали церковь одной из богатейших не только в Шуе, но и во Владимирской епархии. Естественно, это влияло и на престиж церковного некрополя. В 1884 г. на южной стороне у алтаря этого храма был погребен потомственный Почетный гражданин, I гильдии купец-фабрикант АА. Посылин (1837-1884). Это был всеми уважаемый в городе человек. В день его похорон на улице у его дома стояла с обнаженными головами тысячная толпа рабочих и всех шуйских и окрестных бедняков, собравшихся для того, чтобы выразить ему свою любовь и благодарность. Последнее пристанище он обрел рядом с могилой супруги.
Скажу, что прах погребенных у Покровской и Крестовоздвиженской церквей, и теперь покоится на том же месте, хотя церковные некрополи были упразднены в 1930 е годы вместе с закрытием или разрушением самих церквей. Некрополь Крестовоздвиженской церкви был упразднен после закрытия храма в октябре 1937 г.
Игорь Туманов
Святыни попираем
Быть похороненным у Крестовоздвиженской церкви города Шуи считали за честь многие уважаемые в городе люди. К примеру, здесь, кроме прочих, нашли своё последнее пристанище двое шуйских граждан, в разное время занимавших должности городского головы - Алексей Александрович Посылин, скончавшийся в 1884 году, и Андрей Антонович Листратов, похороненный здесь в 1887 году. Эти люди немало сделали для Шуи. Они были известны как щедрые благотворители. В то время они не могли предположить, что произойдёт с Крестовоздвиженским храмом и с местом их последнего приюта. Наиболее престижными для захоронений считались места рядом с алтарём. Именно тут теперь и располагаются ангары автомойки. Сейчас она не работает, но автосервис на её месте продолжает существовать. Получается, что современные автовладельцы, пользующиеся услугами этой автомойки, фактически смывают грязь со своих железных коней прямо на прахе самых уважаемых и главных людей города.
<
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА (БЫВШАЯ ВОЗДВИЖЕНСКАЯ)
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ