- 75 -
Ещё одно открытие: оказывается и в православных храмах ставятся статуи. Вот статуя Святителя Николая с мечом в одной руке и градом, защищаемым им - в другой. Видно, он спасал город Шую, как и Можайск.
В XIII-XIV вв. св. Николай свершил чудо спасения подмосковного Можайска от монгольского набега. Жители Можайска из уст в уста передавали предание о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а главный городской собор Можайска был посвящен святителю Николаю.
В Никольском храме Можайска находилась необычная для традиционных православных представлений деревянная резная скульптура святителя Николая Чудотворца, причем выполненная в неожиданном иконографическом типе: святитель изображен с мечом в правой руке, а в левой руке он держит условное изображение охраняемого города, окруженного зубчатой крепостной стеной с храмом внутри (резное изображение храма, которое вставлялось в изображение города, к сожалению, было утеряно еще в древности). Резная скульптура святителя со временем стала объектом отдельного поклонения. С конца XV в. к ней совершались специальные паломничества, в XVI-XVII вв. скульптуру украсили драгоценными камнями, жемчугом и золотом.
Оказалось, что статуя Николая Чудотворца не единственная в храме. В левой части, там, где установлен бачок с водой, в шкафу, за стеклянной дверцей, есть ещё одна деревянная скульптура, по всей видимости, Серафима Саровского, чья икона находится прямо над шкафом.
Как связан Серафим Саровский с Шуей? Оказывается, через ещё одного Серафима (Чичагова).
На сайте "Архипелаг Святая Русь" пишут:
Еще будучи священником, он (Леонид Михайлович Чичагов) занялся составлением "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", которая стала самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. В 1912 г. он был возведен в сан архиепископа. Архимандрит Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов, Государь настоял на канонизации Саровского Чудотворца. Архимандрит Серафим (Чичагов) входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, после прославления написал краткое житие прп. Серафима, а впоследствии и Акафист Святому.
… В 1924 году пристанищем владыки и одной из его дочерей, монахини Серафимы, стал Воскресенско-Фёдоровский монастырь возле г. Шуи.
В монастыре сохранились реликвии: ковчег, с большою частью того камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу ночей, и небольшой ящичек, с частью волос этого святого и кровью его на одежде; обрубки дерева от келии преподобного Серафима.
Памятуя об особой роли архимандрита Серафима (Чичагова) в исследовании жизни святого Серафима Саровского, можно предположить, что эти реликвии ранее принадлежали архимандриту Серафиму и были подарены им монастырю. И не из монастыря ли эта деревянная фигура святого Серафима Саровского?
Пройдя к солее, я обернулась и сняла центральную часть храма, где обычно молятся прихожане. Меня заинтересовала икона на опорном столбе. Очень похоже, то там была изображена княгиня Ольга, в крещении Елена. Но надпись я не смогла прочесть: славянская вязь для меня загадка.
Шуя. Преображенская церковь. Вид от алтаря
Выйдя из церкви, я поискала глазами и нашла отдельно стоящую небольшую постройку. Наверное, там располагалась церковная лавка и купель. Купель, в которой меня крестили! Очень хотелось зайти туда, но из этого дома быстро вышел тот самый человек, что открыл мне дверь. Я поблагодарила его за то, что разрешил мне побыть в церкви, и … не решилась просить ещё об одной услуге: показать купель.
В ограде церкви практически всё пространство было занято некрополем. Позже, в Интернете я не нашла ничего об этом некрополе, но зная, что в ограде храма раньше хоронили священников и щедрых благотворителей. С интересом я смотрела на чугунные кресты и думала о своих предках, чьи надгробия в ограде Вареевской церкви были уничтожены в 1956 году. Примерно так бы, как здесь, выглядела территория Вареевского некрополя, если бы не варвары, умащавшие церковными стенами дорогу, а на могильных плитах ставивших свои дома.
Выхожу за ворота и обхожу церковь с трёх сторон, четвёртая сторона недоступна: там, под оградой крутой спуск к речке Сехе.
И вот она, красавица-церковь (вид с восточной стороны). На фото видно, что она немного наклонена к северу. Столбы ворот вертикальны, а стены церкви наклонны. Странно, что нигде об этом не говорится.
Последняя фотография перед церковной оградой…
Почти семьдесят лет тому назад дед на своём мерине Мальчике вёз меня сюда, вёз через весь город, с 6-й Пушкинской улицы до Мельничного. На той же телеге он обычно возил бочку с "посиром", а тогда вёз меня. Бабушка настояла. Если бы не она, может я бы никогда и не пришла в московский Елоховский собор и не стояла там на коленях перед иконами, оплакивая свою неправедную жизнь.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. ЗАРЕЧЬЕ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ