- 74 -
Церковь, как видно из фотографий, стоит на высоком берегу реки, когда-то полноводной, а нынче узенькой и мелкой, больше похожей на ручеёк. С низкого шуйского берега в высокому мельничному берегу проложен мост, деревянный, но в очень хорошем состоянии.
Пишет Юлия Лебедева:
Глава 2. Преображенская церковь.
Своеобразным памятником Шуйским в России можно считать старинную Преображенскую церковь в Шуе, расположенную в селе Мельничном. Церковь в селе существовала уже в начале XVII века (упоминается в 1632 году) - во имя Святителя и Чудотворца Николая.
В 1711 году на месте обветшавшей была построена новая деревянная церковь. Существует подлинная Грамота суздальского митрополита Ефрема от 1711 года о построении церкви в селе Мельничном.
Строительство существующего каменного храма было закончено в 1836 году, с тех пор внешний вид его не менялся. В 1860 году была построена каменная колокольня. Одновременно с храмом возведены ограда с калиткой и одноэтажное здание конторы - в северо-западном углу ограды, а в 1879 году в нескольких метрах восточнее поставлена церковная сторожка. Все сооружения кирпичные и отштукатуренные.
Сохранились остатки парка усадьбы Внуковых с пересекающими кленовыми аллеями.
Церковь Николая - характерный пример приходского храма, в стиле позднего классицизма в его провинциальной трактовке, с колокольней в духе построек К. А. Тона.
Первоначальная настенная живопись Никольской церкви была выполнена в 1830-е годы в клеевой технике. В 1971 году она была полностью переписана масляными красками с соблюдением первоначальной иконографии. На северной и южной стенах изображены крупные фигуры святителей и преподобных, на западной - "Воскресение Христово", "Вознесение Господне", "Преображение" и пророки. Композиция "Сошествие Святого Духа на апостолов" как бы опирается на живописный карниз, имитирующий архитектурные формы. Под карнизом изображены херувимы и атрибуты архиерейского богослужения. В трапезной первоначальная живопись полностью утрачена и вновь переписана маслом в 1970-е годы.
Высокий трехъярусный, пятичиновый иконостас (1830-е гг.) - яркое и в композиционном отношении необычное произведение монументально-декоративных искусств позднего классицизма.
Ворота, расположенные на ее северном участке, напротив входа в храм, и на правом фланге между сторожкой и конторой, выполнены в виде трех пилонов, завершенных треугольными фронтонами с декоративными главками и прорезанных арочными проемами. В центральном, въездном проеме правых ворот сохранилась изящная решетка с рисунком в виде пальметт и волютообразных завитков, широким фризом скрепляющих копьевидные прутья по низу и верху.
Контора - прямоугольное здание с вальмовой кровлей - типично для сооружений такого рода.
В дореволюционное время в храме было 3 престола: в холодной церкви - главный престол в честь Чудотворца Николая, в тёплой церкви - слева был придел во имя Преображения Господня (освящён 12 января 1869 г.), а справа - придел в честь Св. Апостола Якова (освящён в 1822 г.).
Храм был закрыт в 1939г., по атеистическим соображениям того времени, служба в нём возобновилась с января 1946г. и более не прекращалась. С 1946 по 1991 гг. храм был единственно действующим в городе и являлся соборным. Последнее освящение Никольской церкви было в 1960 году.
Ныне из остатков древностей в церкви имеется и сохраняется несколько старинных вещей: святых икон, книг и значительное количество древних свитков. Близ недавно построенной церкви есть вдавленные от времени в землю два старинных надгробных камня; один из них разбит; на этом камне можно прочитать, и то с трудом, только то, что камень сей положен под прахом рабы Божией Княжны (Шуйской) Анны.
В настоящее время село Мельничное более всего обращает внимание и привлекает к себе богомольцев древнею местно-чтимою чудотворной иконой спасителя и угодника Христова Николая. Есть предание, что в 1616 и 1619-м годах, при набегах литовцев на Шую и её окрестности, враги и грабители не посмели коснуться этой святыни. Сказание и опись чудес, происходивших от этой иконы, утрачены семьдесят лет тому назад, Шуйским купцом Натдачиным, при пожаре в его доме, а другие сказывают, что рукопись эту или подобную этой увёз или затерял бывший первым Шуйский городничим Голембовский.
Продолжаю я. Слева от моста, под самым берегом плавает в воде речки платформа с пирамидкой. Плавает - из-за весеннего разлива. Это и есть Источник Святителя Николая. Когда-то давно, в незапамятные времена на росшей у ключа берёзе появилась икона Святителя, с тех пор здесь получают облегчение и излечение страждущие больные люди.
Рядом, на берегу на ножках, вкопанных в землю, церковной вязью написана табличка с объяснениями касательно источника.
Пишет Юлия Лебедева:
Глава 4. Святой источник.
Преображенский храм расположен на берегу ранее многоводной, а сейчас мелкой речушки Сехи. Воды в реке постоянно обновляются водами родника, находящегося около церкви. Церковь была воздвигнута в 1836 году на том месте, где бил из земли старинный целебный родник, окутанный множеством легенд и преданий, главным из которых является предание о явлении из источника иконы Николая Чудотворца. С тех пор место это именуется "источником Святителя Николая". О святости источника говорит множество случаев чудесных исцелений.
19 декабря 2005 года в день Святителя Николая около церковного родника собралось множество людей. После того как в Преображенском храме прошла праздничная Божественная литургия, священнослужители храма вместе с прихожанами прошли крестным ходом к источнику. У источника Святого Николая священнослужители отслужили молебен водосвятия, а затем настоятель Преображенского храма, отец Василий, совершил чин освящения родника. Рядом с источником была построена купель.
Таким образом, совместными усилиями священнослужителей и городских властей, внесен вклад в возрождение христианских традиций.
К входу в храм мы поднимались по деревянной же лестнице. Ворота в ограде храма были открыты, но дверь в церковь заперта. Во дворе возился с дровами какой-то человек. Я подошла к нему и спросила, когда откроют церковь и стала рассказывать, что моя семья когда-то жила в Шуе и вот в этой церкви в 1946 году, в младенчестве ещё, меня крестила здесь моя бабушка. Он зашёл в сторожку, принёс ключи и отпер храм. Это было так необычно, я удивилась про себя. "Когда будете уходить, скажите мне, я закрою" - сказал он, спускаясь по ступенькам и унося ключи.
Женя остался за воротами, он даже не стал заходить на прицерковную территорию. А я вошла в церковь.
Перекрестившись и получив благословление Спасителя, я открыла дверь.
Входная дверь была старая, поставленная ещё в позапрошлом веке, была чем-то похожа на двери в пановском доме дедушки: те же украшающие двери плосконькие четырёхугольные пирамидки и простенькие дверные ручки 40-50 годов.
Открываю внутреннюю дверь. В центре храма - икона Праздника (шла Светлая Седмица - пасхальная неделя).
За иконой - Святая святых церкви - алтарь. Перед алтарём на столике круглые хлеба - куличи.
Одним из образов, поразивших меня, был образ Шуйской - Смоленской иконы Божьей Матери. Слева от иконы Праздника, на аналое лежала Она в жемчужном окладе. Такого мне ещё не приходилось видеть. Тогда я думала, что это и есть та самая икона, написанная в 1654-1655 годах, которая спасла Шую от моровой язвы. Но потом прочла где-то, что икона Шуйской - Смоленской Божьей Матери находилась в главном соборе Шуи, Воскресенском, и после его закрытия была утрачена. Всё равно, эта икона была прекрасна.
Шуя. Преображенская церковь
Шуйская-Смоленская Божья Матерь в жемчугах
Интересно, что иконография Шуйской Богородицы отличается от своего прообраза, Смоленской Богоматери, позой Иисуса. На этой иконе Он сидит к молящимся боком, поставив ступню правой ноги на левое колено, а запечатленный свиток поднимает прямо к лицу Богородицы.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. ЗАРЕЧЬЕ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ