Четверг, 21.11.2024, 20:38
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Предыстория [9]
День 1-й. Шуя. Возле вокзала [3]
День 1-й. Шуя, пл. Революции [3]
Описание площади Революции в Шуе. Апрель 2011 года
День 1-й. Шуя,ул. 1-я Московская [3]
Шуя. 1-я Московская улица вблизи вокзала
День 1-й. Шуя, у Октябрьского моста [3]
День 1-й. Шуя, ул. Спортивная-Советская [3]
Шуя. ул. Спортивная. Единоверческий женский монастырь. Начало ул. Советской
День 2-й. Шуя. Из окна автобуса [6]
Поездка из Шуи в Паново. Описание проезда по городу: что было видно из окна автобуса
День 2-й. Шоссе Р152 [3]
Описывается дорога из Шуи в Паново по шоссе Р152
День 2-й. Паново [3]
Обзор деревни Паново - родины моего отца Басова Сергея Ивановича
День 2-й. Поход в Вареево [3]
Посещение бывшего волостного села Вареева, где в ограде церкви были похоронены мои предки
День 2-й. Шуя. От Пушкинской до центра [5]
Побывали в Панове. Увидели первый дом деда, теперь в Шуе посмотрели 2-й дом и пошли в центр города
День 2-й. Шуя. Воскресенский собор [3]
На Зелёной площади (бывшей Соборной) стоит прекрасный Воскресенский собор со 106-метровой колокольней
День 2-й. Шуя. Торговая улица [3]
Центральная улица Шуи - улица Малахия Белова (бывшая Торговая) - Шуйский Арбат
День 2-й. Шуя. Советская улица [17]
Советская улица города Шуи до революции называлась Миллионной. Здесь строили свои дома купцы и фабриканты.
День 2-й. Шуя, пл. Ленина [2]
В Шуе на площади Ленина, расположенной вблизи старинного Кремля, находится много красивых купеческих особняков, музей, больница Киселёвых
День 2-й. Шуя. Союзная улица [3]
Древний центр Шуи - Покровская площадь,Покровская и Дворянская улицы - ныне Союзная площадь и Союзная улица
День 3-й. Шуя. Заречье. Фабрики [2]
Едем в пригород Шуи, бывшее село Мельничное. Проезжаем по 1-й Московской улице мимо старинных фабрик
День 3-й. Шуя. Преображенская церковь [3]
Преображенская церковь в пригороде Шуи - Мельничном. Здесь меня крестили
День 3-й. Шуя. Древний центр города [3]
Хожу по самому древнему месту Шуи - бывшей крепости: Покровской и Спасской площадям, Посылинскому спуску
День 3-й. Шуя. Бывшая Спасская площадь [13]
На площади Ленина, бывшей Спасской, есть множество замечательных домов, оставленных нам шуйским купечеством
День 3-й. Шуя. Театральная улица [6]
День 3-й. Шуя. Ковровская_улица [7]
Достопримечательные дома на улице Свердлова (бывшей Ковровской)
Прощание [1]
Последние снимки, последние слова. Прощай, Шуя!
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Шуя-Паново » День 3-й. Шуя. Бывшая Спасская площадь

2011-30-002

- 91 -

Вот что удалось узнать о проектировании и строительстве Народного Дома.
Стало известно имя архитектора, создавшего проект здания клуба Благородного собрания в Шуе
Шуя в конце XIX - начале ХХ века была одним из красивейших городов Владимирской губернии. Город был чист, благоустроен, и немалую роль в его благолепии играла архитектура. Архитектурный облик Шуи формировался именно в это время. Тогда была построена большая часть зданий, которые теперь являются памятниками архитектуры.
Важную роль в постройке этих зданий играло местное купечество. Именно купцы явились инициаторами строительства не только частных построек, но и зданий общественного назначения. Пожалуй, больше всех в этом деле преуспел Иван Иванович Попов - потомственный Почетный гражданин Шуи, купец первой гильдии, человек, много сделавший для благоукрашения родного города. Одним из общественных сооружений, выстроенных на средства И.И. Попова, является здание Народного дома (ныне Городской дом культуры). Здание было сооружено более ста лет назад - в 1901 году, освящение же его состоялось в 1903 году. В 1911 году здесь разместился клуб Благородного собрания.
 
Шуя. Дворянское собрание
 
Мы знаем имя мецената постройки здания, а имя архитектора до недавнего времени было неизвестно, так как проект здания был "образцовым", или, как сейчас говорят, "типовым". Такие проекты разрабатывались столичными архитекторами специально для провинции. Образцовый проект обычно брался за основу и незначительно видоизменялся с учетом тех или иных особенностей ландшафта местности и облика близлежащих зданий.
Изучая архивно-документальный фонд купеческой семьи Поповых, хранящийся в Шуйском историко-художественном и мемориальном музее, автор этих строк обратил внимание на один, казалось бы, незначительный документ. Это маленькая визитная карточка московского архитектора Константина Терского. На лицевой стороне ее значилось: "Константин Викторович Терской. Архитектор Московского удельного округа. У Арбатских ворот, Молчановка, Кривоникольский переулок, собственный дом". Но наиболее интересной оказалась оборотная сторона визитки. На ней рукой самого архитектора Терского было написано: "В счет одной тысячи рублей сер. (серебром - прим. автора) за составление проекта под клуб с концертным залом получил от г-на Ивана Ивановича Попова двести рублей. Архитектор К. Терской. Москва. 1897 год. Август 7; получил еще триста рублей. К. Терской. В полный расчет пятьсот рублей дополучено. К. Терской". Таким образом, нам стало известно не только имя автора архитектурного проекта этого здания, но и сумма, потраченная Поповым на его составление.
Архитектор Константин Викторович Терской (Терский) (1874-1905) был широко известен в свое время как автор проектов построек не только в Москве, но и в провинциальных городах России. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и один год обучался в Петербургской академии художеств. Но более всего Терской известен как наставник и учитель выдающегося московского архитектора Ф. Шехтеля, создававшего постройки в стиле модерн.
Так вот бывает в музейной работе: незначительная приписка на маленьком документе позволяет устранить неизвестное в истории.
 
А теперь о деятельности театра в этом здании.
 
Оришака Е.В.
Театр имени М. Горького в Шуе: от истоков до наших дней
Театр - это род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности посредством драматического действия. Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.
Предпосылками появления театра в Шуе были концерты, литературно-музыкальные вечера в мужской и женской гимназиях, организованных по поручению Педагогических советов шуйских гимназий И.Е. Чернышевым, а так же музыкально-драматический кружок "Искусство" при Шуйском музыкальном училище. Спектакли проходили в первой четверти XXв.
Открылся театр в Шуе лишь 20 октября 1918 года в здании бывшего Бла-городного дворянского собрания. Событие это было связано с достаточно осознанным отношением шуян к наследию Островского. Там же происходило и обучение актёров.
Организатором театра была Борисова Наталья Николаевна, так же она являлась директором бухгалтером, завхозом и актрисой. Декорации создавал художник Иван Иванович Голиков.
Открылся театр спектаклем "Без вины виноватые", который держался в его репертуаре не менее тридцати лет.
По словам зрителей было много премьер и залы были полными, на спектакль не всегда удавалось достать билеты.
В Шуйском театре, обращение к текстам великого русского драматурга и создание соответствующих спектаклей стало заметным явлением: кроме показанного при открытии первого сезона спектакля "Без вины виноватые" (1918), в 1919-м году - "Лес", в 1920-м - "Бесприданница", "Снегурочка", в 1921-1922-м - "Гроза".
Актёрами были известные и любимые горожане: Николай Матрин, Виктор Щудров, Михаил Арбузов, Екатерина Мазурова, Ольга Окулова - их популярность у шуян была наравне с популярностью актёров кино.
1920-е остались в истории советского театра временем смелых и разнообразных экспериментов. Один за другим появлялись яркие режиссерские имена, спектакли, театры.
В 1933 театр стал носить имя М. Горького. И к 20- летию театра была поставлена пьеса Горького "Дети солнца"
Во время Великой Отечественной войны театр не прекратил свои спектакли.
Верность Островскому театр пронёс и через военное время, хотя в его положении произошли изменения: 26 июня 1941 года решением областной власти (облисполкома) он был слит с Кинешемским, одной из причин была необходимость сокращения расходов.
В 1946-м году он снова предложил шуянам "Грозу", в 1947-м "Светит да не греет". Особенно хотелось бы сказать о 1945-м годе. Было подготовлено и показано двенадцать новых спектаклей, из них четыре по пьесам Островского: "Бедность не порок", "Бесприданница", "Без вины виноватые", "Не всё коту масленица".
В 1951-м году театр в Шуе оказался закрытым, из-за того, что нечем было платить актёрам - редко залы были полными.
Сейчас, театра в Шуе не существует, ему на замену пришли различные клубы и кружки. Это достаточно актуальная проблема для развития культуры в шуйском районе.
Но в Шуе есть прекрасное здание бывшего кинотеатра, находящегося близ Тезы у городского парка, и я выступаю с предложением разместить в нём театр.
 
Интересно, что папа пишет об этом театре с ревностью: старший его брат Александр, живший у Рябцевых с 12 до 18 лет, был приучен ими к театру и полюбил его:
Шуя - важный этап в жизни Александра. Он захлёбывался от восторга при виде старых знакомых строений. Вон краснокирпичный, до сих пор не оштукатуренный Драматический театр, в котором когда-то дебютировала и не без успеха цыганка Клавдия Владимировна, любовница фабриканта Балина, ставшая женой директора гимназии Рябцева.
***** ***** *****
… Мой старший брат Александр, рябцевского воспитания театрал и чистоплюй
***** ***** *****
Приехала Симочка-певичка с дочерью Ларочкой. Они с Шурой ещё в Иванове были большими любителями театра. Шура театралом стал ещё в Шуе, живя у Рябцевых, у них набрался. А Симочка "божественную" гимназию прошла, на клиросе пела. И вот Симочка, приехав, выразила желание ходить с мужем в театр. Раз в неделю, в воскресный день, они уходили вечером то в Большой, то в Оперетту.
 
Ещё несколько слов о театре.
Владимир Бабайкин
Где эта улица, где этот дом
Было бы неплохо установить памятные доски на здании городского Дома культуры, на сцене которого несколько лет играла в театре актриса Екатерина Мазурова. Нынешнее здание музея К.Бальмонта, кстати, не менее тесно связано с именем Мазуровой. Коллекция фарфора и картин западно-европейских художников, подаренная Мазуровой в своё время Шуйскому краеведческому музею, сегодня оценивается в миллионы долларов. Кто из смертных сделал более щедрый подарок нашему городу?
 
 
ДЕНЬ ТРЕТИЙ.   ШУЯ.   ДВОРЯНСКАЯ  
Стр.91 из:   76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91   Читать дальше 

НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ 
Категория: День 3-й. Шуя. Бывшая Спасская площадь | Добавил: helenbass-1946 (12.05.2016)
Просмотров: 1611 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 nik100endi • 20:43, 30.01.2021
1920-е остались в истории советского театра временем смелых и разнообразных экспериментов. Один за другим появлялись яркие режиссерские имена, спектакли, театры.И больше ни строчки.А d Шуйском драматическом театре в 20-е годы работал администратором брат моей бабушки Александр Павлович Комаров.Его жена - актриса этого театра Мария Бергер.У меня сохранилась афиша спектаклей по пьесам А.В.Луначарского и программки трех спектаклей.Прочитал,что историей театра занималась Наталья Юрьевная Шутова.Если ей или другим краеведам интересна моя информация - пишите. С уважением Николай Павлович. nikroster@rambler.ru
avatar
0
2 nik100endi • 20:45, 30.01.2021
Правильно мой адрес  nikkoster@rambler.ru   Николай Павлович.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2024
    uCoz