- 83 -
3-й день. Шуя. Площадь Ленина (бывшая Спасская). Посылинский особняк
От вантового моста бегу на площадь Ленина, бывшую Спасскую площадь, к скверу и кресту на месте взорванного Спасского собора.
Начинаю осмотр площади Ленина. Вот здание полотняной мануфактуры, а ныне - это жилой дом.
Рядом стоит старый дом Посылиных, ныне это Дом детского творчества.
Усадьба Посылиных. Старый дом. Г. Шуя, пл. Ленина, д. 3
Здание расположено на площади Ленина (бывшей Спасской) и входит в состав усадьбы, принадлежавшей семье богатых купцов Посылиных - владельцев миткалевой и двух ситценабивных фабрик. Наряду с другими она формирует северную линию застройки площади. "Старый" дом (№3) в настоящее время имеет облик, характерный для построек эпохи эклектики, основой для оформления служили образцовые фасады 1843-1852 годов, однако это - один из самых ранних усадебных домов в Шуе, с приделом с левой стороны здания, где размещалась оранжерея, в которой круглый год выращивались цветы и овощи. Он датируется рубежом XVIII-XIX веков. В 1837 году, во время своего пребывания в Шуе, дом посетили будущий царь Александр II и сопровождавший его русский поэт В.А. Жуковский.
АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЯ. Здание кирпичное, двухэтажное, под вальмовой кровлей. Оно состоит из трех частей: восточного объема, вытянутого вдоль линии застройки (собственно "старый" дом), западного, расположенного торцом к линии застройки (флигель) и заглубленной по отношению к линии застройки позднейшей вставки между ними. К торцовому фасаду флигеля во дворе пристроен вдоль границы участка прямоугольный двухэтажный пониженный объем под вальмовой кровлей, вероятно, дом для прислуги (№ 3/5). От первоначального убранства фасадов сохранились низкий белокаменный цоколь, огибающие угловые лопатки, широкий междуэтажный пояс и профилированный венчающий карниз. Во время перестройки в середине XIX века в традициях эклектики появилось оформление квадровым рустом первого этажа, профилированные рамочные наличники окон. На первом этаже они имеют профилированные лучковые перемычки, а на втором - прямоугольные окна оформлены профилированными наличниками с подоконными филенками и украшенными лепниной лучковыми сандриками на кронштейнах с квадратными подвышениями по верхнему краю. Парадный вход расположен на левом фланге восточного объема дома. Перед ним устроен изящный чугунный навес тонкого литья на сдвоенных каннелированных колонках. Парапетное ограждение кровли утрачено.>
Флигель имеет три оконные оси. Оформление его главного фасада идентично оформлению фасада "старого" дома. На боковом фасаде флигеля в шесть осей никакого декора, кроме профилированного карниза, нет. Дом для прислуги никак не декорирован. Окна прямоугольные.
Между домом и флигелем находились двухчастные въездные ворота на территорию усадьбы. Пилон между проездами ворот был оформлен рустом, в центре находилась арочная ниша. Над воротами на уровне второго этажа между домом и флигелем был устроен переход из металлических конструкций. Сейчас на этом месте сделана встройка, которая никак не декорирована и имеет совершенно нейтральный фасад. Двухэтажная пристройка к торцовому фасаду флигеля в восемь осей (№ 3/5) в настоящее время также лишена какой-либо отделки, фасады оштукатурены и устроены позднейшие балконы.
ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР. В интерьерах "старого дома" в значительной степени сохранилась отделка помещений периода эклектики. В вестибюле расположена великолепная двухмаршевая лестница с литыми балясинами и ажурными подступенками. На междуэтажной площадке расположено большое зеркало в профилированной раме с завершением в виде крупного рокайля с включением в композицию птиц и двух фигурок путти. Стены вестибюля расчленены прямоугольными с западающими углами филенками с лепными вставками. В доме сохранились признаки анфиладной планировки дома. Вдоль уличного фасада расположены два парадных зала с зеркальными сводами. В одном из них стены расчленены филенками и завершаются лепным фризом и карнизом. Потолок украшен лепниной в духе рококо, включающей центральную розетку, лепные композиции по углам, полосы орнамента по сторонам плафона и на падугах. Наиболее выразителен второй зал, где в центре плафона расположена крупная розетка, вокруг нее четыре лепные филенки, вместе образующие большой круг. Углы плафона оформлены изящной лепниной. Особенно выразительна лепнина на падугах. Здесь в углах и по сторонам расположены крупные рокайли с включением в орнаменты фигурок путти. Во всех комнатах сохранились первоначальные филенчатые двери. В комнатах для повседневной жизни, располагавшихся вдоль дворового фасада, отделка заметно скромнее и состоит их лепных фризов и карнизов, завершающих стены, небольших центральных розеток и лепнины по углам плафонов.
В настоящее время в здании располагается муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества".
Смотрю: между двумя крыльями старого дома Посылиных встроена не гармонирующая с ними часть. Здесь у Посылиных были въездные ворота!
А где же новый дом Посылиных? Некоторые считают, что это рядом стоящее монументальное здание (пл. Ленина, дом 5). Однако другие считают, сто этот дом №5 - здание детского приюта. Вот, например…
Здание детского приюта начал строить купец Посылин по проекту итальянского архитектора Маричелли, это одна из значительных построек Шуи середины XIX века.
Рядом располагался особняк Посылина, ныне Дом детского творчества. Одним из первых Посылин построил в городе фабрику, а рядом с ней - свой особняк в стиле русского классицизма, с приделом с левой стороны здания, где размещалась оранжерея по круглогодичному выращиванию цветов и овощей. Сохранились интерьеры здания - крыльцо чугунного литья, лепнина.
Посмотрим, посмотрим...
ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ШУЯ. ДВОРЯНСКАЯ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ