- 18-
Дальше наш путь лежал через реку Тезу по длинному-длинному мосту: с заречной стороны - в город. Мост имеет два рукава: автомобильный и пешеходный. Раньше тот рукав, который сейчас пешеходный, был общим: и для пешеходов и для транспорта.
В 2011 году мы застали старый Октябрьский мост в состоянии ремонта.
Борис Сидоров.
Из истории моста. Дамба
Кажется, что это было совсем недавно, но… детская коляска образца середины 60 х годов, ограждения ещё целёхонькие, столбы с траверзами, лозунг на крыше дома № 2 по Советской улице, в хорошем виде "Моргуновский двор" (это здание в правой части снимка) - всё говорит о том, что сюжет этот снят мною не позднее 1970 года. Это дамба Октябрьского моста, сооружённая, как и мост, в октябре 1929 года.
Обычно, говоря об этом мосте, вспоминают только Николая Ивановича Власова. Но это, вероятно, от незнания. Мост строил город. Главным инженером строительной конторы исполкома был Михаил Данилович Степанов, начальником строительства был назначен Иван Иванович Афонский. Николай Иванович Власов был в должности прораба бетонных работ, а Пётр Михайлович Прохоров - прораба плотницких работ.
Афонский был старше Власова на 9 лет. Они в один - 1925 й - закончили ИвПИ. И последние два года жили в одной съёмной квартире.
В нашем городе имеется четыре моста, главный мост - "Октябрьский", железобетонный, связывающий две части города. Он был построен в 1929 году по проекту инженера Н.М. Митропольского, рассказ о нем включен в учебник мостового строительства. Архитектурную часть выполнил академик А.В. Щусев, автор мавзолея В.И. Ленина. Строительство началось в 1928 году под руководством инженера И.И. Афонского. Мост был открыт 7 ноября 1929 года, в день празднования годовщины Октябрьской революции и поэтому был назван Октябрьским.
Знаменательна фамилия инженера, стоившего мост - Афонский. Он вполне может быть племянником Дмитрия Ефимовича Афонского, священника Вареевской церкви, знакомого мне по рассказам папы. Отец Дмитрий был почти приятелем и собутыльником моего деда Ивана Григорьевича Басова. У него (отца Дмитрия) был брат Иван Ефимович, тоже священник, но в Гороховце, а И.И. Афонский, возможно, сын Ивана Ефимовича.
Справа - параллельно старому мосту - построен новый. Сейчас по нему пущен транспортный поток. Но в 2011 году мы по нему переходили Тезу.
Папа, описывая свой приезд в Шую в 1983 году, упоминал о том, что он спорил с одним Шуйским старожилом о том, каким был этот мост в 30-е годы. Папа говорил, что он был стальной, абориген утверждал, что нет, он всегда был железобетонный.
Папа был уверен, что здесь, в этом месте был так называемый Стальмост.
Очевидно, что папа был неправ, он напутал с мостами. Есть через Тезу и Стальмост, но он расположен ниже по течению Тезы в Ликушино.
О Ликушино я уже писала ранее: там была дача фабриканта Терентьева. И о железной дороге со Стальмостом - тоже. Но есть и ещё интересные факты о мосте.
Борис Сидоров.
Стальмост и его тайна
Вот что писал мне Николай Иванович Власов, бывший в то время начальником строительства, главным инженером и прорабом стальных мостов: "Были случаи, когда на мосту не хватало камня для кладки устоев, тогда городские власти предоставляли мне право брать отборный камень от разрушенной Спасской церкви, которая была рядом с современным краеведческим музеем…" Мост был необходим для великой стройки, которая называлась "Шуя-Южа ЮжГРЭС". Там, в районе Святого озера, должна была быть построена мощная станция для обеспечения электроэнергией Горьковской, Владимирской и Ивановской областей. Строители не дошли до Южи всего 7 километров, укладывая рельсы узкой колеи. И пришёл приказ: стройку законсервировать. На то были очень веские причины…
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
У "Стальмоста", о секрете которого шла речь, есть ещё одна тайна, которая поразила меня больше, чем первая. А история познания её мною такова. Приехав с Николаем Ивановичем Власовым к мосту на моём "Запорожце", впервые после нашего знакомства мы решили пройтись по мосту. И, странное дело, руководитель строительства этого моста, несколько раз пытался что-то рассмотреть в нижней части сооружения, то с одной, то с другой стороны. Мне всё это было очень интересно, но я ничего не понимал. Возвращаясь к машине, я, решив удовлетворить своё любопытство, спросил Власова: "Николай Иванович, что Вас так заинтересовало в конструкции моста?" На что получил такой ответ: "Я смотрел, не срезаны ли ниши для закладки взрывчатки". Вот оно как! Всё было учтено.
Шёл 1931-й год. Год строительства моста. В мире неспокойно. Слишком много было тех, кто хотел пройтись по нашим землям.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ШУЯ
НАЗАД к ОГЛАВЛЕНИЮ