Тем не менее, в отсутствие командира дивизии, находившегося в море на ПБПЛ (Плавучая База Подводных Лодок) "Иртыш", по приказу командующего ПС СФ контр-адмирала КУДРЯШОВА Г.Т. С-80 была направлена в полигон БП (Боевой Подготовки).
Получив штормовой прогноз и узнав о выходе С-80, капитан 1-го ранга ЕГОРОВ Г.М. дал радиограмму в адрес штаба ПС СФ с просьбой вернуть лодку в базу в связи с надвигающимся ураганом, но это требование не было выполнено.
1961 год 27 января. Около 00.30 с борта С-80 поступило последнее сообщение. Больше подводная лодка на связь не выходила и на запросы не отвечала. По заключению комиссии, расследовавшей исчезновение лодки, С-80 в 01.30 затонула из-за поступления воды через шахту РДП (Работа Двигателя Подводной лодки) вследствие обмерзания поплавкового клапана. Все находившиеся на борту - в количестве 68 человек - погибли. [источник]
Об опасности плавания под РДП сказано следующее:
В корме по правому борту находится гидравлическая машинка захлопки шахты РДП. Через нее воздух подается к дизельным двигателям, когда лодка находится в подводном положении. РДП позволяет заряжать батарею и двигаться на дизельных двигателях, не всплывая в надводное положение.
Впервые устройство для работы двигателей под водой было установлено на российской подводной лодке "Скат" в 1910 году. Массово устройство РДП или, точнее, шноркель стали применять немцы в 1943 году в связи с высокими потерями от противолодочных сил союзников.
Плавание под РДП - один из самых опасных режимов движения лодки. Конструктивно устройство РДП включает поплавок, который закрывает шахту при захлестывании ее водой. В этот момент двигатель высасывает воздух и резкий перепад давления "бьет" по барабанным перепонкам.
В 1961 году дизельная подводная лодка С-80 шла под РДП в штормовую погоду. Около часа ночи боцман не удержал перископную глубину, и было объявлено "Срочное погружение!" Но поплавок замерз, и вода пошла в шахту. Поступление воды в дизельном отсеке заметили через 10 секунд. Вахтенный трюмный в ЦП был приписан с другой лодки. В стрессовой ситуации он вместо рычага привода захлопки повернул на закрытие рычаг астронавигационного комплекса "Лира". Мотористы попытались закрыть нижнюю захлопку шахты, имеющую только ручной привод. Для этого под напором воды нужно сделать 11 оборотов, они успели сделать 8. Преодолевая сопротивление воды, они давили на рычаг с такой силой, что согнули шток. [источник]