В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.
После закрытия объекта в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-морским силам Украины. В 1993-2003 годах бывшая база фактически была разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.
И вот ещё интересные факты о создании объекта, рассказанные экскурсоводом.
Вся экскурсия по музею состоит из прохода в несколько сот метров вдоль сквозного морского канала. Это процент от всего комплекса. Все остальное закрыто, по-прежнему разграблено и находится в плачевном состоянии. Этажи ниже уровня моря затоплены. Наши военные делали инспекцию объекта и вроде как приняли решение, что объект под военные нужды не годится. Слишком маленькая ширина канала для современных лодок.
Да и на момент сдачи объекта было не все гладко. По рассказам гида, инженеры ошиблись в расчете на четыре градуса. Изогнули штольню так, что не одна лодка канал целиком пройти не могла. Чего делать? Пахло расстрелом. При показе Хрущеву в оба входа объекта загнали одинаковые лодки с одними и теме же номерами. И показали, как в один вход лодка зашла, из другого вышла. Все работает. Объект приняли. Так и входили лодки в полупогруженном состоянии только в главный вход. Из него же и выходили. Последняя лодка с ремонта вышла в 1996 году. [источник]