|
ЕЛЕНА БАСОВА |
ЗЕМЛЯ ОТЦОВ И ДЕДОВ |
-270- |
|
Приближался трагический 1937 год. Противников Палеха прибавлялось. В 1939 году встал под угрозу разрушения палехский Крестовоздвиженский храм и другие памятники архитектуры. В защиту по сохранности этих памятников старины принимал участие и отец. Он рассматривал храм и иконы как историю, как искусство своих предков, как духовную среду для своего творчества. Поэтому, где бы он ни был, всегда стремился вернуться домой в Палех. Поближе к его лугам, полям, лесам.
Архитектуре занимала в большинстве его работ очень значительное место. По-моему, он инстинктивно чувствовал, что архитектура - это звено, создаваемое человеком, связующее поэзию природы с поэзией фантастических форм палат, церквей, храмов, жилищ. Таким образом, все старинные памятники архитектуры, воздвигнутые человеком меж среды естественной природной поэзии, дополняя и подчеркивая ее эмоциональность, воспитывали человека, учили понимать и чувствовать поэзию, вечно присутствующую в самой природе. Она, природа и памятники, созданные людьми, изменяясь, как видим в различные моменты дня и ночи, времен года и погоды, возбуждали различные эмоции, создавали настроения, толкали к размышлению, возбуждали в человеке воображение, без чего творчество немыслимо. Поэтому я всегда смотрел на архитектурные части его композиций с затаенным дыханием. Смотрел, как на песню, как на поэму. Я хотел бы увидеть это все в жизни, самому построить.
Сейчас мы видим в музее самые разные формы вещей, изготовленных из папье-маше. Живопись отца удивительно гармонично сливается с формой вещи. Живет одной неразрывной жизнью.
Заболел он неожиданно крупозным воспалением легких. Умер он, лежа на койке у печки. Убираясь в комнате, когда отодвинули железную койку, увидели - под ней на полу валялись таблетки, порошки. Сильно болея крупозным воспалением легких, он тогда не смог побороть в себе отвращение к химическим лекарствам.
Уже перед самой смертью, лежа на кровати напротив стены, где висели две его неоконченные пластины "Тройка" и "Комсомолка", теряя сознание, в бреду, он слабо взмахивал худой рукой в направлении висевших своих работ и вскрикивал: "Ах, как мчится тройка! Как летит… Вот мчится… Летит..! Летит..!"
Умер он вечером 30-го марта 1937 года дома совершенно нищим человеком. Мать, перед тем, как собрать его в гроб, помню, ходила озабоченная возле лежащего на столе мертвого тела, покрытого белой простыней, и говорила:
- А вот я думаю, в чем мы положим отца-то? У него ведь нет ничего. Собрать его не во что.
Первыми, кто пришел к нему, были Парилов Николай Михайлович и Шилов Николай Александрович. Баженов пришел с альбомом и отца нарисовал лежащим под простыней. Вместе с Баженовым и я, устроившись, нарисовал, как смог, его голову. Баженов, посмотрел мой рисунок, сказал, что у тебя, Коля, больше он похож, чем у меня.
|
270 |
|