|
ЕЛЕНА БАСОВА |
ЗЕМЛЯ ОТЦОВ И ДЕДОВ |
-123- |
|
Вообще, палехские иконописные мастерские - Софонова, Париловых, Белоусовых - это прежде всего могучая живописная традиция, центр иконописного промысла. Это образ жизни, это ремесло, с которым рождались, секреты которого передавали детям и с которым умирали. Так что даже революционный вихрь не смог поломать палехских иконописных традиций разом. И все же для Павла Парилова революционные годы становятся переломными: он творчески перерастает, скажем так, отцовскую школу, пытается самореализоваться в живописи, чувствует склонность к педагогической деятельности, к наставничеству (в 1902 году он - преподаватель иконописи и фрески в Серафимо-Дивеевском монастыре), ищет единомышленников в искусстве, новые формы. Но все кончается в одночасье. Павел Львович с семьей, в которой было четверо малолетних детей, остался без работы и средств к существованию. Он был вынужден красить стены, двери, окна. Спасение Павел Парилов находит в палехской лаковой миниатюре. Как и многие, кстати, иконописцы. Взлетают в небо его огненные жар-птицы, оживают мифологические герои, получают вторую жизнь известные литературные сюжеты из Пушкина и Гоголя, и незадачливый царь Додон смотрит из-под руки на сияющего золотого петушка… Однако сказка не мешала сохранять иконописные навыки, и Павел Львович, вступивший в 1930 году в "Артель древней живописи", не терял ни на минуту связь с унаследованной от отца наукой. "Я верю,- вздохнет не без сожаления, но и не без надежды Павел Львович,- что все мы, "личники" (а нас осталось не более пяти) будем широко использованы, и… не будет забыта исключительная техника, необходимая для специалистов фресковой живописи…".
Рукой такого-то вот мастера, истинного хранителя иконописной культуры и секретов росписи, личника от рождения, в каком-то смысле разделившего трагически сложную судьбу своего горнего ремесла, велась роспись в обоих - верхнем и нижнем - храмах Троицкого собора. Палехская школа сказалась в этой росписи вполне - легкая, чистая по цвету, нарядная, внутренне просветленная и радостная, с проработанными мельчайшими деталями и гармоничными колоритными решениями. Само собой разумеется, что Павел Львович работал не один, в Саратов приехала тогда с ним целая реставрационная артель иконописцев из Палеха. К тому же Парилов написал 40 икон для собора во имя Живоначальной Троицы. С тех пор палехский иконописный дух, палехский ("утренний", как выразился один искусствовед) колорит стал желанно-привычным для многочисленных прихожан храма.
Павел Львович Парилов умер 29 марта 1956 года, похоронен в Палехе. То есть, получается, реставрация Троицкого собора, продлившаяся до 1954-го, стала для художника одним из последних его дел, одной из последних вех в его земном пути. В каком-то смысле, возможно, его творческим завещанием. Для семьи Париловых, для славного париловского рода (9 поколений, из 37 художников 33 - иконописцы!) Саратов ведь всегда был городом нерядоположным. Достаточно упомянуть, например, что двоюродный брат Павла Львовича, заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер росписи, расписывавший стены Спасо-Озерного монастыря Николай Михайлович Парилов, оформлял декорации к опере "Золотой петушок", поставленной в Саратовском театре оперы и балета. Тогда, в тридцатые, это были лучшие декорации в масштабе страны, отмеченные государственной премией.
Как интересно: Саратов, оказывается, связан с палехской традицией, а через нее - с историей русской иконописи в целом. Профессор М.А. Некрасов в книге "Палехская миниатюра" пишет: "Переходя от отца к сыну, от семьи к семье, из рода в род, иконописное мастерство, ставшее наследственным, нигде не внедрилось столь глубоко в народную жизнь, как на прославившейся в веках Владимиро-Суздальской земле. Здесь корни этого традиционного мастерства были настолько глубоки, что разрушение ремесла в начале XX века оказалось довольно поверхностным. Палешане и в это время сохраняли свой огромный творческий потенциал". И этот самый огромный потенциал как раз и проявился при внутренней отделке Свято-Троицкого собора в середине пятидесятых.
Весьма символично в этом смысле, что в ходе просто необходимого для дальнейшей жизни Троицкого собора капитального его ремонта, проведенного в начале нашего века по благословению Митрополита Лонгина, были учтены и бережно сохранены палехские мотивы, исторически согармоничные убранству храма. Так, были приглашены мастера Палехской иконописной мастерской "Лик", чтобы заново расписать стены и изготовить новый иконостас. Надежда Павла Львовича Парилова оправдывается: та самая "исключительная техника" иконописи не канула в Лету, не забылась, не ушла безвозвратно в прошлое, а продолжает жить, чтобы приближать людей к Богу.
|
123 |
|