1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Это лето началось с того, что мы с Верой купили клеёнчатые сандалии. Строго говоря, эти сандалии были мужскими, они были сделаны из школьных форменных мальчишеских ремней. Не кожаных, нет, у наших мальчишек в начальной школе была форма типа гимнастёрки, перепоясанной таким вот ремнём. Можно ли это было назвать искусственной кожей, не знаю. Итак, толстые и грубые, с глянцевым покрытием, сандалии были похожи на те, что на картинке. Мы их облагородили, убрав переднюю часть продольной полоски, чтобы пальцы свободно высовывались, и надели. Ради чего я это сделала? Отвечаю: такие же сандалии носил Володя.
Это лето для меня было временем полного копирования привычек моего кумира. Когда играли в теннис, я подбирала шарик и возвращалась к столу в Володиной манере: прижав одну руку к боку и делая отмашку другой, при этом ещё на каждом шаге раскачиваясь, как моряк на палубе. Эту походку нельзя было спутать ни с чьей, она была узнаваема. Народ, возможно, посмеивался про себя, но молчал, только противный Юрка Василенко, увидев это, громко сказал: "Эй, Басова, ты чего всё у Глушкова перенимаешь? Влюбилась, что ли?" Не помню, что я отвечала, пытаясь скрыть очевидное.
В сенях, на раме окна, выходящего во двор, я вырезала бритвой инициалы ВГ, и каждый раз, проходя мимо, касалась их кончиками пальцев, говоря "Володенька!". Перед тем, как выйти во двор, где уже играли в теннис мои подруги и друзья, я выглядывала в это окно. Если там был Володя, то краска заливала моё лицо, сердце почти выскакивало из груди, и я медлила с выходом, пока физиологические показатели не приходили в норму.
Этим летом мама сшила мне "модное" платье с заниженной талией и юбкой в складку, похожее на то, какие носили в 20-е годы, только приталенное. Мне оно очень шло, подчёркивало грудь и бёдра. Когда я в первый раз вышла в нём, то Володя даже присвистнул, увидев меня. А потом сказал мне первый в моей жизни комплимент. Я, конечно, не знала, как полагается отвечать на комплименты, какие слова говорить, как вести себя, поэтому только страшно покраснела.
Этим летом мы играли в теннис каждый вечер. Володя довольно часто приезжал к нам во двор на велосипеде, потому что этой весной Глушковы переехали на улицу Лермонтова. Это была новая улица, застроенная коттеджами, в которых поселилось начальство. Володин отец, Пётр Яковлевич, был начальником шахты, потому ему, видимо, и полагался коттедж.
Когда мы ждали своей очереди играть, Володя вставал рядом со мной, и мы болтали о разных пустяках, шутливо поддразнивали друг друга. Он поинтересовался, в какую школу я отнесла документы, и, узнав, что в 3-ю школу, одобрил моё решение, сказал что-то вроде, что рад этому.
Этим летом Володя впервые коснулся меня, проходя сзади, он провёл рукой по моей талии. Я была в недоумении, никогда он словесно не высказывал никакой симпатии ко мне. Мы были скорее партнёрами: вместе играли в волейбол, в теннис, беззлобно пикировались в разговоре. Ну, сделал он мне комплимент, когда я вышла в новом платье. Это ещё ничего не значило. А тут ОН КОСНУЛСЯ меня! Это было неожиданно и странно
На следующий день он и не подошёл ко мне. Я долго гадала, нравлюсь ли я ему или он со мной играет.