1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Вспоминаю фильмы, которые произвели на меня впечатление в то время. Часто мы смотрели такие "переживательные" фильмы, что без слёз не обходилось. Приходила я домой с пятичасового сеанса и пыталась побудить родителей пойти посмотреть замечательный, с моей точки зрения, фильм. Папа, к тому времени поужинавший и лежавший на диване, отвечал: "Дочка, ничего нового мне не покажут. Я на всё это и в жизни насмотрелся". И никакие мои тирады не могли убедить его. Редко-редко родители ходили в кино. Реагировали по-разному. Мама вздыхала: "Да-а…" А папа говорил: "Налей-ка мне стопочку, Катюша". Не помню, чтобы они мне советовали сходить и посмотреть тот фильм, который только что увидели.
Был один фильм, который хотя и не затрагивал души, но своей красочностью произвёл на меня огромное впечатление. Это было "Хождение Афанасия Никитина за три моря". В этом фильме я впервые увидела настоящие индийские песни и танцы и была потрясена. Во-первых, индийская музыка пела мне о чем-то давно забытом. Я просто слушала её с открытым ртом, до того она была хороша и, главное, ложилась прямо мне на сердце. Точно говорю вам, одну из своих прошлых жизней я прожила в Индии.
Индийский танец
Я надела свои сатиновые шаровары, помадой поставила на переносице красную точку, задрапировалась в мамин шарф и перед зеркалом начала воспроизводить движения, которые я подглядела в этом фильме. Кое-что получалось: например рукой изображать змею или двигать головой вбок: туда-сюда. Танцевала я босиком под восточную музыку, на которую настраивала приёмник. Скорее всего, это была не индийская музыка, а турецкая. Но мне и под неё славно танцевалось.
Знаменитый фильм "Летят журавли" с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым я хорошо запомнила. Особенно впечатляющей была сцена гибели Бориса, когда он падает, а деревья вокруг него кружатся.
Кадр из фильма 'Летят журавли'
Замечательная операторская работа! Я так и не догадалась, что нужно делать с камерой, чтобы такое снять. Главное, что меня поразило: это хрупкость человеческой жизни. Простая маленькая пуля попадает в большое человеческое тело и - всё! Смерть. В то время я очень боялась смерти. Я не могла себе представить, что когда-нибудь меня не будет. Как это? Меня и не будет?!