1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Как всегда осенью мы "бегали" по коммунальному двору, по доскам, по кучам щебня по рельсовым путям на задворках. Наташа Дайбова обычно к нам не присоединялась, а в этот раз они с Ликой Карачунской появились с загадочным видом, держа в руках какой-то листок.
Оказалось, что это письмо, полученное мамой Наташи от её подруги из Волгограда. В нём говорилось о том, что подруга сделала аборт, и теперь чувствует себя плохо. Она очень боится, что больше не сможет иметь детей.
И тут у нас возник диалог на тему: что такое аборт, и какое отношение он имеет к рождению детей.
Мы были абсолютно несведущи в анатомии человека (анатомия в то время изучалась чуть ли не в 10-м классе). Мы вообще не знали почти ничего о своём организме. Уже имея понятие о половом акте: благодаря "Тысяче и одной ночи", мы знали разные матерные слова и выражения относящиеся к этому. Но! Мы понятия не имели, как получаются дети, как они покидают организм матери. Завязалась дискуссия: рожают через ж…пу или через пи…ку? У нас, девочек, уже были менструации, но мы понятия не имели о третьем отверстии в женском организме, мы думали, что кровь выходит через мочеиспускательный канал. Мы не понимали, почему происходят ежемесячные менструации. Мама мне об этом не говорила. Суждения остальных девчонок свидетельствовали о том, что и их тоже на эту тему не просвещали.
А уж что такое аборт, мы не знали и подавно. Письмо, которое принесла Наташа, говорило о том, что тётя что-то сделала с собой, отчего у неё ВСЁ ВРЕМЯ идёт кровь. Это было страшно. Ещё страшнее было бы знать, что тётя убила в себе ребёнка, и что эта участь практически ни одну из нас не минует: все мы в своё время станем детоубийцами. Хорошо, что нам не дано прозревать будущее, а то сомневаюсь, чтобы нам захотелось жить дальше и становиться взрослыми.