1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
История тоже была новым предметом. В 5-м классе это была История Древнего Мира, самая интересная часть истории человечества, потому что она была неотъемлемо связана со сказочными преданиями, которые назывались новым для меня словом "мифы". Помню рисунок на обложке учебника, но никогда не знала, что там изображено. Какие-то древние развалины - и всё. Но недавно, когда сирийские войска освободили город Пальмиру от боевиков Исламского государства, я узнала, что эти развалины - остатки триумфальной арки, построенной римлянами во 2-м веке нашей эры
Мимо истории Египта, мрачной и малоинтересной: их звероподобные боги и культ бальзамирования трупов не вызывал никаких положительных эмоций. Мимо истории Древнего Востока: жадные цари, перечисляющие на каменных скрижалях сколько пленников, верблюдов и сокровищ отняли они у побеждённых народов. Так вот, мимо всего этого, мы достигли, наконец, оазиса: Древней Греции с её мудростью, прекрасными произведениями искусства, величественными храмами в честь Олимпийских богов. Правда, сами эти боги совмещали в себе достоинства и пороки обычных эллинов. Каждый источник, каждая роща имела свою наяду, дриаду, нимфу. По лесам бродили кентавры, и козлоногие сатиры играли на свирелях. Это был волшебный мир, и он меня пленил.
Я нашла в городской библиотеке книжки "Легенды и мифы Древней Греции", "Боги и герои", "Герои Эллады " "Аргонавты", "Приключения Одиссея" и полностью погрузилась в мир богов и героев.
Я выучила имена всех богов, я знала наизусть все 12 подвигов Геракла, я плакала над историей Геллы, погибшей в водах моря, позже названного Геллеспонтом, а потом ставшем проливом Дарданеллы. Я увидела, что в жизни человека мало радостей, что она (жизнь) кончается трагедией, как у Геракла, Ясона, Тесея. Ужасно жалко было мне Медузу Горгону, которая была простой девушкой, с красивыми волосами, В неё влюбился бог морей Посейдон и захотел овладеть ею. Тогда Медуза спряталась в храме Афины Паллады и просила её о помощи, но бесполезно. Афина не только не спасла её от Посейдона, но и за осквернение храма превратила волосы девушки в клубок ядовитых змей.
Я срисовывала картинки с библиотечных книг. Мне нравились прямые эллинские носы, причёски женщин в виде узла на затылке, диадемы, складки хитонов и плащей, схваченных застёжкой.