1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Я завела дневник. Я писала в нём всякую всячину, всякие шифры и имена греческими буквами, рисовала греческие головки. Но, главное, я писала в нём о своей любви, писала неумело, коряво и подчас глупо.
20 ноября 1957 года.
Я знаю и не знаю, люблю ли я тебя. Почему-то мое чувство к тебе связано с печалью. Когда я читаю романы о неразделенной любви, мне становится так грустно, словно это про меня. Что-то сжимает горло, и слезы сами навертываются на глаза. Если бы ты знал, как я люблю тебя сейчас!
В минуты горечи, обиды и грусти я всегда зову тебя, я говорю: "Володенька! Милый мой Володенька! Где ты?" Я ищу у тебя утешения, и в эти минуты Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
Запись в дневнике
Бывает, что я не вижу тебя довольно долго. И сердце мое как-то успокаивается. Я уже не уверена, что люблю тебя. Любовь - это взрыв, это салют, это слезы и смех. А в обыденной жизни во что она превращается? Но вот я вижу, как ты идешь, я издалека узнаю тебя по походке. Сердце мое на мгновение останавливается, и я начинаю медленно краснеть. Когда мы поравняемся, я уже похожа на вынутого из кипятка рака. Я боюсь взглянуть на тебя, а вдруг ты заметишь? Я поднимаю глаза, сердце мое бьется часто-часто. Я не слышу, что ты говоришь, но в такие моменты я знаю: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!
Я рассказываю Ленке и Вере, какой ты хороший, Вера удивляется моей глупости, она представить себе не может, что когда-нибудь будет сходить с ума так, как сейчас я. С ней такого еще не случалось. А вот Ленка любит Колю А. И, хотя она говорит, что он зазнайка, на ее лице написано: люблю.
Сможешь ли ты полюбить меня? Или мои чувства напрасны?
Ты выше меня, ты благородный рыцарь Айвенго. Ты для меня как бог! Если правда, что в другом нас привлекает то, чего нам недостает, то именно поэтому я и люблю тебя. Ты совсем не такой, как я, ты в тысячу раз лучше! Но я-то чем могу понравиться тебе? Рядом с тобой я чувствую себя ничтожеством.
Я навсегда запомнила этот день, когда поняла, насколько ты лучше меня. Это было еще весной, мы тогда гоняли попа по нашей улице. И вдруг Славка К. замахнулся на Лену С. Ты его остановил, ты сказал, что пусть он отстанет от Ленки, а не то получит по заслугам. Я почувствовала себя так, как будто увидела вдруг в зеркале грязь на своем лице, которую раньше не замечала. Я вспомнила, как мы с девчонками колотили Толю М. Трое на одного. Ты бы так никогда не поступил.
Я пришла домой, села у окна и думала, смогу ли я стать другой. Сейчас я тебя недостойна! И все равно я люблю тебя, мой милый!