|
Басова Елена |
ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ |
188 |
|
|
По литературе изучали былины и "Слово о полку Игореве". Это было очень скучно, много непонятных слов, которых не было в словаре. Но и из этого мы извлекли пользу, играя в Соловья Разбойника. Мальчишки забирались на козырёк над входной дверью школы и когда выходили девочки, начинали свистеть и гикать, а также прыгать на спины выходящих. Но и мы, вооружившись швабрами, как копьями, пытались достать "соловьёв" на козырьке.
В пятом классе мы начали писать изложения. Впервые я узнала, что есть вступление, основная часть и заключение. Обычно Надежда Афанасьевна задавала написание изложения на дом, предварительно в классе обсудив и составив план. Я обожала писать изложения, потому что туда можно было вставить свои мысли и впечатления. Мои изложения больше походили на сочинения, и уже тогда, как и далее во всех классах, на уроках литературы эти мои изложения-сочинения зачитывали. Я мучительно краснела, прятала лицо в ладонях. Почему-то писать о своём я не стеснялась, а вот слышать это мне было стыдно.
Запомнился один словесный пассаж, который разыграла Надежда Афанасьевна на одном из уроков русского языка.
Проверив очередное изложение, она, вздохнув, сказала:
- Вы пишете: рукам, ногам, шапкам закидам, а пойдём к нами.
Понятно, что она не назвала фамилию того, кто допустил эти ошибки.
Надежда Афанасьевна учила нас только один год. На следующий год, в шестом классе, она ушла на пенсию. К нам прислали молодую учительницу Фаину Васильевну. Нам она не понравилась, была неопрятна в одежде, а однажды из-под воротничка её блузки выполз клоп. Но, хуже всего было то, что она делала ошибки при письме на доске. После опытной Надежды Афанасьевны, она казалась нам малознающей и малотребовательной. И мы пошли домой к Надежде Афанасьевне, просить её вернуться. Было нас пятеро: Вера Шаламова, Валя Яковлева, Люда Кичигина, Тома Харламова и я.
Обстановка у Надежды Афанасьевны дома была довольно богатая: кресла, ковры, на столе: цветы в хрустальной вазе, яблоки - на специальном тонком фарфоровом блюде. На стенах - картины. Мне было интересно, у нас дома всё было совсем по-другому: домотканые половики, вязаные салфеточки, миски и тарелки - самые простые, цветы ставились в банку.
Нас рассадили вокруг стола, угостили яблоками из собственного сада. А яблони в саду у Пестриковых росли, в отличие от нашего огорода, где газом всё выжигало. И были это 14-20-летние большие деревья.
Мы мотивировали нашу просьбу тем, что хотели бы, чтобы нас учили хорошо, а не кое-как. Мы говорили, что привыкли к Надежде Афанасьевне и скучаем без неё. На это Надежда Афанасьевна отвечала, что вернуться в школу ей не позволяет здоровье, но она может взять шефство над Фаиной Васильевной, чтобы передать ей свой опыт. Но только в том случае, если Фаина Васильевна её об этом попросит.
Фаина Васильевна не попросила, у неё не было времени заниматься дополнительно: маленький ребёнок, уроки, бесконечные тетрадки - её можно было понять.
На наш выпускной вечер в 7-м классе Надежда Афанасьевна не пришла.
|
188 |
|