Четверг, 23.01.2025, 03:04
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
ML-1 [11]
Раннее детство от рождения до отъезда на Урал
ML-2 [66]
Здесь рассказывается о жизни в маленьком уральском городке Красноуральске семьи Басова Сергея Ивановича
ML-3 [36]
Воспоминания Басовой Елены Сергеевны о детстве. Кировград. 1954-55 годы
ML-4 [37]
1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
ML-5 [32]
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
ML-6 [19]
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
ML-7 [32]
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
ML-8 [29]
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
ML-9 [21]
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
ML-10 [29]
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
ML-11 [19]
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
ML-12 [24]
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Моя жизнь » ML-6

ML-6_page186
   
Басова Елена ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ    186
   
   
 

 

7. Яков Абрамович Лашевский

Самой яркой фигурой среди наших учителей был Яков Абрамович Лашевский. Какими ветрами этого умного еврея занесло в нашу глубинку, ума не приложу. Есть одна только догадка: он крепко выпивал. На этот счёт ходили слухи, но я ни разу не видела его пьяным. Ни спиртным, ни перегаром никогда от него не пахло. Он был одним из двух мужчин-учителей в нашей школе, вторым был директор Николай Петрович Чуданов, тоже личность неординарная, но о нём позже.
Лашевский Яков Абрамович - учитель математики, физики и труда
В то время Якову Абрамовичу было около сорока лет. Среднего роста, плотненький с голубыми навыкате глазами, в которых явственно проступали красные прожилки, с высоким умным лбом - таким я его запомнила. Ещё, в минуты напряжения или гнева или когда он повышал голос, на его лбу появлялась вертикальная вздувшаяся жила.
В пятом классе он преподавал у нас математику и труд, в шестом и седьмом - труд, алгебру, геометрию и физику. Учитель он был превосходный, объяснял просто и внятно. По геометрии, например, я начинала догадываться, чем закончится решение задачи, где-то уже в середине пути.
Ну, я у него ходила в любимицах, на родительских собраниях - так мне мама с папой говорили - он меня хвалил безмерно. "Математику знает только Бог да Басова" - вот его слова.
Однако это не мешало ему при случае показывать надо мной свою власть. Как-то на контрольной работе по математике мы с Верой Шаламовой попытались сверить ответы. Яков Абрамович и на уроках поддерживал железную дисциплину, а на контрольной вообще было слышно, как муха пролетит. Мы сидели так: я - на четвёртой парте, а Вера за мной, на пятой, т.е. вариант у нас был один. Он долго бранил нас за нарушение дисциплины и поставил нам по двойке, хотя всё было решено верно, а за четверть вывел по четвёрке. Я пришла домой с воплями и соплями, так мне было непривычно получать по математике плохие оценки, а четвёрка для меня была понижением статуса.
Как учитель труда он проявлял ту же требовательность. Труд у нас проходил в Доме пионеров, который располагался во дворах между 5-й школой и Рудоуправлением. Там была мастерская, в которой мы и трудились. Самой первой вещью, которую следовало изготовить в пятом классе, была вешалка типа "плечики". У нас почему-то и мальчики, и девочки на трудах выполняли одно и то же задание, причем задания эти были, скорее, подходящими для мальчишек, чем для девочек. Так я и выросла, не умея готовить, шить и ухаживать за младенцами.
Итак, вешалка…
 
Я тёрла эту заготовку весь урок, потом тёрла её весь вечер дома. У меня отлетели гвоздики, и мы с папой в три руки прибивали их. В общем, я изревелась оттого, что плохо получалось. Нужной гладкости я добилась всё-таки, но вот чистота линий оставляла желать лучшего, видно, надо было точнее пилить. Пятёрку я, конечно, получила, но столько нервов потратила, что и сейчас мысленно вижу корявую эту вешалку для маминого крепдешинового платья.
  
В этом же, 1957 году, Яков Абрамович организовал в школе шахматный кружок. Поскольку в нашем классе умными были девчонки, а в седьмом, где учился Володя Глушков, наоборот, умными были мальчишки, то он записал в кружок Веру Шаламову, Валю Яковлеву, Люду Кичигину и меня, а из мальчишек: Славу Карачунского, Володю Глушкова, Витю Зуева и Витю Грошева. Такой вот получился двухвозрастной состав. Научив нас правильно ходить фигурами и ставить "детский мат", Яков Абрамович сразу стал готовить нас к областным соревнованиям по шахматам. Он задавал домашнее задание: разучить дебют или решить двухходовку. Об областных соревнованиях я напишу позднее, там есть о чём рассказать. А пока хочу ещё раз повторить, что Яков Абрамович остался в моей памяти как лучший из учителей, встречавшихся мне в жизни.
  
После, когда мы уже перешли из нашей семилетки в старшие классы школы №3, он уехал в Свердловск, и дальнейшая судьба его мне неизвестна.
  
 

  
 186     
 
 

 

Категория: ML-6 | Добавил: helenbass-1946 (28.04.2022)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2025
    uCoz