1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Подарки, которые дарили, были под стать тем предметам, которые висели на верёвочке. Обычно, это были открытки с поздравлениями и книжки, недорогие детские книжки, их в те времена выпускали в большом количестве. Вроде бы именно в этот год я получила в подарок книгу "В музее Ленина". Книжка эта написана стихами, большую часть которых я до сих пор могу воспроизвести наизусть.
В то время нам ещё не было известно, что Сталин - преступник: бандит и убийца миллионов, да и Ленин был не лучше. ХХ-й съезд только состоялся, и секретный доклад Хрущёва "О преодолении культа личности Сталина" до Кировграда ещё не дошёл.
Но я помню, как в один из апрельских дней 1956 года папа пришёл с собрания актива, на котором, видимо, зачитывали этот доклад. Пришёл папа поздно, мы с Наташей уже лежали в постели. Сразу же дверь в детскую была закрыта, только щель под дверью светилась. Папа, видимо, выпил стопарик и начал возбуждённо рассказывать маме о том, что только что услышал. Мне кое-что удалось подслушать. Я помню слова: старые коммунисты… в лагерях… пытки и главное: Сталин подписывал расстрельные списки…
Ну, ладно… Отвлеклась, как всегда. С другой стороны, когда и рассказать про это, как не в связи с книжкой.
Ещё немного о подарках на день рождения. Ида Гаренских, одна из приглашённых мной одноклассниц, была дочкой главного инженера Медьзавода Анатолия Дементьевича. И она принесла мне на день рождения отрез штапеля. Штапель был очень красивый: белый с крупными чёрными и красными горошинами. Помню, что мне стыдно было принимать такой подарок, потому что я не могла отдариться ничем подобным. Да, собственно, в дом Гаренских меня никогда не приглашали. Я всё уговаривала маму пойти и вернуть Анне Андреевне, маме Иды, этот злосчастный отрез. Но она не согласилась, и сшила из него красивое летнее платье, я вам его ещё покажу