1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Мы ходили в кино в наш кинотеатр "Шахтёр", больше похожий на большой сарай. В левую дверь мы входили, покупали в кассе билеты - билет стоил 10 копеек - и сразу заходили в зал. Зал представлял собой длинную, узкую комнату с ровным полом. Ряды не поднимались амфитеатром от экрана, а поэтому важно было занять место в первом или втором ряду (на детские сеансы места в билетах не указывались) или, по крайней мере, сесть с краю любого ряда, чтобы лучше видеть происходящее на экране, не закрываемое головами сидевших впереди. Мальчики должны были снимать головные уборы, так было принято, хотя в зале зимой было довольно холодно, отопление тогда было печное, на торфе и угле экономили.
Из фильмов, запомнившихся мне, конечно, детских: "Первоклассница", про строптивую Машу, которая, в конце концов, перевоспиталась и стала, как все. В начале фильма Маша была похожа на меня, такую же непослушную и делающую всё по-своему. А вот в конце… Такого конца я бы для себя не хотела. Часто нам показывали мультфильмы: "Аленький цветочек", "Золотая антилопа", "Двенадцать месяцев", "Снегурочка" - всё это были незамысловатые по сюжету, но чудесно нарисованные короткометражки, как правило, с непременной "моралью" под занавес.
Потряс меня фильм "Садко". И знаете чем? Волшебной красотой подводного царства. Это был один из первых цветных советских фильмов. Там играли звёзды советского кино: Сергей Столяров (Садко) и Алла Ларионова (Любава).
Но лучше всех была Нинель Мышкова (Морская царевна). Так и стоит она перед глазами, окутанная газовой вуалью цвета морской волны, вся в изумрудах и бриллиантах, а вокруг неё плавают рыбы. Эти блестящие украшения были прекрасны. Я в детстве ужасно любила всяческие блестяшки. Да и какая, даже очень современная, девочка их не любит?