1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Вот такой была папина война. И никакому юмору в ней места не было. Никаких Тёркиных с прибаутками, никаких лихих корреспондентов, которые "первыми врывались в города". Он их не любил, не выносил этого вранья и приукрашивания войны.
Два самых страшных эпизода он особенно часто вспоминал.
Первый, собственно, был не эпизод, а картина. Он стоял на краю Херсонесского полуострова среди других оборванных и голодных бойцов, вглядываясь в горизонт, не идёт ли эскадра, а в воде внизу плавали трупы командиров и комиссаров, застрелившихся от отчаяния. Рассвело, и ясно стало, что за ними не придёт флот, не прилетят самолёты, никто не придёт им на помощь. И скоро все они будут лежать вот там под обрывом и мерно покачиваться на волнах Чёрного моря. Тогда он повернулся и пошёл к капонирам Херсонесского аэродрома, чтобы продать свою жизнь подороже.
Второй случай был такой. Его взвод послали подавить огонь ДОТа, который срезал всех, и наши атаки захлёбывались одна за другой. ДОТ был расположен на краю деревни, на возвышенности. Разведчики сдали документы и рано утром поползли вверх по склону. И каждую минуту они ждали, что заработает пулемёт, и тогда - конец. Они выползли наверх и с отчаянным "ура" бросились к ДОТу. ДОТ молчал. Там не было никого. Ночью немцы отступили и покинули ДОТ и деревню. Папа вспоминал это страшное чувство неизбежной смерти, которая вот, вот сейчас, набросится на тебя. И всё! Тебя не будет! Он был атеист и не верил в Бога. Для него конец жизни был концом ВСЕГО. Дальше было только НИЧТО, которого он не желал и которого боялся.
Про себя он говорил, что очень трусил, трусил почти всегда. Но что же это была за трусость, когда он шёл впереди всех в атаку на пулемёт, когда он вёл за собой разведчиков, когда он хотел продать свою жизнь подороже? И что тогда - храбрость?
С войны он привёз деревянную правую руку, медную зажигалку, видимо, сделанную из гильзы, и фонарик, у которого были две стеклянные пластинки: красная и синяя. Пластины можно было надвинуть на линзу фонарика, и свет становился не белым, а красным или синим. Это нужно было разведчикам для сигнализации, а поскольку папа был командиром разведчиков, то он им пользовался. Ещё был у папы командирский планшет с целлулоидной прозрачной стенкой одного из отделений. Удивляюсь, как папа пронёс это через госпиталя. Хотя, чему тут удивляться? Он даже трофейный "вальтер" сохранил, потом он его отдал брату Николаю Ивановичу, потерявшему свой наган, т.е. оставившему его на подоконнике в туалете. Вот ведь какая беспечность!
С самого раннего детства и класса до 5-го, когда я вымахала и превратилась в нескладную дылду, у нас с папой было такое развлечение: я становилась ступнями на его ступни, он придерживал мою левую руку своей, и мы шагали вперёд этаким двойным человеком, повторяя присказку:
Мы идём, идём, идём
И котомочку несём.
Подайте нам,
А то мы и сами - ам!
Откуда у папы, никогда не просившим милостыню, появились и привились эти слова, я никогда уже не узнаю. Я его обожала в такие минуты, я чувствовала наше единство. Мне недоставало только одного, чтобы стать безусловной любимицей папы: я, увы, не была мальчиком, и не могла передать его внукам нашу фамилию.