Четверг, 23.01.2025, 06:28
Моя родина
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
ML-1 [11]
Раннее детство от рождения до отъезда на Урал
ML-2 [66]
Здесь рассказывается о жизни в маленьком уральском городке Красноуральске семьи Басова Сергея Ивановича
ML-3 [36]
Воспоминания Басовой Елены Сергеевны о детстве. Кировград. 1954-55 годы
ML-4 [37]
1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
ML-5 [32]
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
ML-6 [19]
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
ML-7 [32]
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
ML-8 [29]
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
ML-9 [21]
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
ML-10 [29]
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
ML-11 [19]
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
ML-12 [24]
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Моя жизнь » ML-4

ML-4_page115
   
Басова Елена ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ    115
   
   
 

 
Прощай, Севастополь, наш город-боец,
Прощайте, матросы-ребята,
Патронам в обойме приходит конец,
Одна лишь осталась граната.
  
Нас бросили здесь, под огнём умирать.
И плакать по жизни не стоит.
Здесь край Херсонеса. Куда ж отступать?
Телами мы землю закроем.
  
И пусть мы погибнем в неравном бою,
Но братья победы добьются,
Взойдут они снова на землю свою,
С врагами сполна разочтутся.
  
Потом папа начинал рассказывать страшные военные истории. Вообще война сопровождала нас в нашем детстве, никак не желая уходить. Папу она мучила и во сне, и наяву. Не просыпаясь, он иногда кричал: "Вперёд! За мной!", а иногда страшно стонал. Тогда мама будила его: "Серёженька, Серёженька…" Он затихал. Потом раздавался храп, потом снова стон.
  
Говорят, что участники войны не любят о ней вспоминать. Они ничего не рассказывают своим близким. Не хотят - и всё тут. Не то - папа. Война кипела в нём множеством виденных смертей, невообразимых безвыходных ситуаций, такой страшной близостью смерти, что он не мог молчать.
Его часто приглашали к нам в школу на День Победы. Папа надевал галифе, сапоги, гимнастёрку, все свои ТРИ медали "За Отвагу", пилотку, утягивался ремнём, на плече у него висел командирский планшет. В таком вот военном виде и отправлялся он на встречу с пионерами и школьниками, чтобы рассказать им о Великой Войне. Помню, как он сидел на сцене в верхней рекреации школы, превращённой в актовый зал, сидел одиноко, посреди пустого свободного пространства, положив протез правой руки на колено, и рассказывал, как он форсировал Днепр, может быть, Днестр и наверняка Тису. Слово "Тиса" я хорошо помню.
  
Папа был командиром взвода разведки. Разведчики переправлялись ночью, тихо-тихо, чуть ли не руками гребли, чтобы не было слышно плеска. Добравшись до противоположного берега, оборудовали под высоким берегом плацдарм, там их немцам было трудно достать. Потом к разведчикам переправлялась пехота и окапывалась на плацдарме. Дальше надо было расширять плацдарм, и опять вперёд шли разведчики. Доползти до вражеских окопов и взять "языка", т.е. пленного, такова была задача разведвзвода. Ночью разведчики ползли во вражеские окопы через минное поле, сквозь колючку. Хорошо, если никто не подрывался, но если это случалось, то немец начинал палить по минному полю, подвешивая ракеты, освещавшие всё вокруг, и дальше продвигаться было нельзя. Разведчики замирали и ждали, когда прекратится обстрел. Необходимо было знать время, поэтому папа надевал часы так, чтобы циферблат оказывался на внутренней стороне запястья. Так можно было, не шевелясь, наблюдать за стрелками.
Доставив "языка" в штаб, разведка отдыхала, угощаясь тем, что было взято в окопах у фрицев.
  
Для расширения плацдарма надо было выползти на кручу, под которой все прятались, пойти в атаку, подавить огневые точки противника и взять окопы. Папа рассказывал, что он всегда говорил своим: "Следуйте за мной. Куда я, туда и вы, я - перебегаю, и вы на полшага следом за мной." Он никогда ни за кем не следовал, всегда сам выбирал направление движения. Тут во время рассказа он сокрушённо махал здоровой левой рукой, как бы отрезал кого-то: "Последний не успел - всё! Оглядываюсь - лежит с пулей в голове". И добавлял: "На передовой друзей быть не может. Не успеваешь узнать имя, а его уже убили. Фронтовые друзья бывают только у тыловиков". Слово "тыловики" он произносил с заметным презрением.
  
Он показывал голосом, как поют, пролетая, пули, как свистят мины.
  
Часто он повторял, как отвратительна война: на ней не убивают так красиво, как в кино, и никто не успевает сказать трогательные слова прощания. Разрыв мины - и ничего от человека не остаётся, только ошмётки какие-то. И после атаки на поле валяются между убитыми и ранеными чьи-то руки, ноги, сапоги, пилотки. Но самое противное - всепроникающий запах мертвечины. Летом трупы разлагались под солнцем очень быстро, похоронная команда не успевает их собрать, животы мёртвых вздуваются, в глазах копошатся черви.
  
 

  
 115     
 
 

 

Категория: ML-4 | Добавил: helenbass-1946 (05.04.2022)
Просмотров: 179 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright HelenBass © 2025
    uCoz