1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Писать мне тоже было нелегко. Мои руки, не привыкшие к тонкой работе, не желали воспроизводить эти линии, крючочки, нажимы и завитушки.
Самыми трудными для меня были уроки чистописания. Писали мы деревянными ручками, в которые вставляли перышки.
Разрешалось писать перышками "звёздочка" и "лягушка", но ни в коем случае не "семечками". "Семечки" имели утолщение на конце, похожее на зёрнышко, и это не давало возможности писать с нажимом и без нажима. Написанные "семечком" буква имела все линии одной толщины, довольно жирной. "Семечками" разрешали писать с 5-го класса.
Вот он, весь спектр пёрышек.
Надо вам сказать, что когда пишешь пёрышком по бумаге, то пёрышко соскребает бумажные волокна и начинает оставлять после себя некрасивые (и недопустимые!) чернильные хвосты. Чтобы этого не случилось, нужно пёрышко протирать, то есть чистить. Для этого служили перочистки. Перочистка - это кипа матерчатых кругов, прошитая по центру. Иногда кружки скреплялись пуговицей, как на фото.
Писали фиолетовыми чернилами, которые наливали в чернильницу-непроливайку. Но "непроливайка" в действительности вовсе не была таковой, поэтому для неё шился мешочек с продетой в кулиску верёвочной завязкой. Мешочек с чернильницей привязывался к ручке портфеля снаружи, потому что внутри чернила могли вылиться и испортить учебники и тетради.
Два раза в неделю последним (четвёртым) уроком у нас было чистописание. В начальной школе чистописание было таким же основным предметом, как и письмо (русский язык).
В 1-м классе мы писали сначала карандашом, потом ручкой в тетрадках, разлинованных так, чтобы каждая часть буквы была в своей загородочке. Кроме того, посредине основной строчки была проведена ещё одна линия шаблона, чтобы крючки доходили до неё: ни выше, ни ниже.