1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Я пошла в школу, не умея ни читать, ни писать. Сначала мне было очень трудно. Я долго не могла читать слова по слогам. Только где-то к концу 1-й четверти, мне удалось преодолеть этот барьер. Помню, как прибежала домой после школы с криком: "Мама, я умею читать!" Мама как раз стирала бельё. Она стояла у корыта и вытирала фартуком руки от мыльной пены. Я открыла букварь и с гордостью прочла, пока ещё по слогам, но довольно слитно:
Ма-ма мы-ла Ро-му.
Вот она, эта страничка из букваря выпуска 1952 года, которую я читала маме. Нашла в сети. Воистину, Интернет - самая великая библиотека в мире!
Страничка из букваря
С тех пор и начался мой роман с чтением, с книгами.
После 1-го класса я записалась в библиотеку, и до самого нашего отъезда из Кировграда ходила туда и брала книги. Обычно я возвращалась из библиотеки по улице Кирова и на ходу читала книжку, которую мне только что выдали.
Со временем я прочитала всё самое интересное из папиной библиотеки. Дома я читала перед сном. В лагере я читала в тихий час, прячась с книгой под простынёй.
Я перестала читать художественную литературу, учась в институте. Ну, там были обстоятельства, которые не способствовали чтению. Но выйдя замуж, я снова начала читать.
И где бы мы ни жили, я записывалась в библиотеку, брала книги и - читала. Я читала, когда помешивала суп или кашу на плите, я читала, когда гуляла с коляской, я читала на пляже, я читала на работе. Я читала и продолжаю читать и сейчас.