1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Раздевалка как бы утопала в нише рекреационного зала, в который выходили двери шести классных комнат: три с левой стороны от входа и три - с правой. Зал служил и для отдыха, и для занятий спортом, и для танцев, и для общешкольных собраний. Спортзала не было, столовой и буфета - тоже. Не помню, чтобы родители давали нам с собой бутерброды или пирожки. Видимо, считалось, что 4-6 уроков человек в состоянии пережить и без пищи. Вода, кстати, была: жестяной бачок с краником и кружка на цепи, чтобы не стащили.
Помню, как мы занимались физкультурой в рекреации. Из какого-то угла выволакивались маты, ставился "конь" для прыжков через него. Для младших конь был усечён и звался "козёл". Прыжки с опорой через козла - было основным физкультурным упражнением. Я не считаю строевую маршировку, повороты налево, направо и кругом по команде, наклоны, повороты туловища, приседания… Всё остальное в рекреации выполнить было невозможно. Да, ещё был бег на 30 метров. Бегали из одного конца зала до другого. Шуметь запрещалось. Представляете: на уроках физкультуры дети говорили шёпотом, потому что рядом, в классах, шли уроки.
15. Танцы
Там же, в рекреации, нас учили танцевать.
Зима. Холодно. В школе печное отопление, а вот рекреация не отапливалась. Нас оставляли после уроков (всех учащихся начальных классов без исключения!). Мы надевали пальто, шубки, даже варежки. Из Дома пионеров приходила женщина-хореограф и мужик с баяном. Учителя выстраивали нас попарно так, что пары образовывали круг. По команде хореографа мы начинали двигаться. Мы танцевали "падеграс", "падеспань" и польку. Кто сейчас знает, что это такое! Однако помню: полутёмный зал, детки в шубах двигаются по кругу, исполняя бальные танцы. Нас приучали к культуре какого века: 17-го или 18-го? Зачем?
16. Хор
Школа наша была двухэтажная. На 2-м этаже тоже была рекреация. Там мы проводили репетиции песен, готовясь к смотру художественной самодеятельности. В хоре обязаны были участвовать все, вообще все - вся школа! Только полное отсутствие слуха и (или) голоса было уважительной причиной, по которой можно было получить освобождение. Пригодность определял хореограф. О песнях, которые мы пели, я расскажу позднее, когда буду описывать художественную самодеятельность.
Хор выстраивался по всем правилам: 1-й ряд - на полу, 2-й - на низеньких спортивных скамейках, 3-й - на стульях. По-моему, был ещё один ряд. Вроде бы скамейки ставились на скамейки, эта конструкция иногда во время репетиции разрушалась, и ребята прыгали вниз. Старшие мальчишки старались избежать пения, они сбегали, несмотря на возможный разнос со стороны классного руководителя и директора. Помню: мы поднимаемся на 2-й этаж, идём на хор, а сверху по перилам съезжают "хулиганы", уже в шапках и распахнутых шубейках. Хитрецы, они заранее принесли верхнюю одежду к классу, чтобы после уроков убежать без помех.