1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Моей первой учительницей была Евдокия Дмитриевна Замотаева, в то время молодая незамужняя девушка. До нас она сделала только один выпуск, поэтому ей никак не могло быть более 23 лет. Евдокия Дмитриевна казалась мне высокой и очень стройной. В её внешности было что-то от Снежной королевы, некоторая холодноватость, что ли. Меня она не любила, моя отличная успеваемость была бочкой мёда, а моё поведение - ложкой дёгтя. А ведь любят прежде всего тех, кто не доставляет хлопот.
Нельзя сказать, чтобы и я её любила. Дети тонко чувствуют, как к ним относятся. Ну, и, как правило, отвечают неприязнью тем, кто их не любит.
Моя сестрёнка Наташа пошла в 1-й класс через 4 года, и тоже попала в руки Евдокии Дмитриевны. Так что Евдокия Дмитриевна была нашей семейной первой учительницей.
В 2003 году, когда остатки нашего класса собрались в Екатеринбурге, мы съездили и в Кировград, зашли к Евдокии Дмитриевне. С годами она превратилась в кругловатенькую старушку маленького роста. Бывших моих одноклассниц Люду Кичигину, Тому Харламову она узнала. Они бывали у неё время от времени. А у меня она спросила: "А ты - кто?" И была очень удивлена, что это я, Лена Басова, "Совсем не похожа", - таков был её вердикт. В прошлом, 2013 году она умерла, о чём мне Надя Шаламова сообщила. Вечная память!
12. Техничка
Входили мы в школу со двора. С улицы Энгельса тоже был вход, как бы парадный. Но он был заколочен и изнутри закрыт раздевалкой. Слева от входа за столиком сидела "техничка", так называемый "технический работник". Она мыла полы в школе и следила за порядком в раздевалке. На столике перед ней стоял большой медный колокольчик. Техничка "подавала" звонок на урок и с урока.
13. Раздевалка
В раздевалке мы оставляли пальто и шапки. Ношение второй обуви тогда ещё не практиковалось. Зимой мы бегали по школе в валенках, весной и осенью - в резиновых сапогах, которые мыли в корыте с водой, стоявшем перед входом в школу. За чистотой сапог следили дежурные из старших классов. Они стояли с двух сторон от прохода и осматривали нашу обувь. Очень строго следили, как ангелы на пороге рая, только мечей им не хватало.
Итак, слева от входа сидела техничка, а прямо напротив входной двери находилась раздевалка.