1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Наташа, моя младшая сестрёнка, имела слабое здоровье и часто болела. Поэтому её в ясли не отдавали. Мама работала, а за Наташей и за Сашей (когда он находился дома) нужен был присмотр. И в нашем доме появилась няня. Это была 18-летняя деревенская девушка по имени Шура. С ней были связаны два эпизода из моей жизни, которые я запомнила.
Первый эпизод касался её пяток. Она лежала на сундуке, что стоял в прихожей, на животе, согнув колени и подняв ступни вверх, а я лезвием бритвы старательно срезала толстую кожу с её пяток. Естественно, что у меня не получалось снимать слой кожи ровной полоской, так, как чистят картошку. И нянькины пятки после такой операции выглядели так, как выглядело бы яблоко, если бы его чистили, срезая сегменты: многогранным розовым шариком.
Почему я помню этот никчёмный случай, догадаться нетрудно. В шесть лет мне не только дали в руки лезвие (что само по себе необычно), но и разрешили сделать операцию!!! Говорят, что запоминается то, что делается в состоянии нервного возбуждения. И только поэтому до сих пор её розовые пятки болтаются передо мной в пространственно временном континууме.
Второй эпизод был связан с тем, что в то время на экранах нашей страны шёл фильм "Тарзан" с Джонни Вайсмюллером в главной роли. Няня взяла меня с собой в кино, и я видела этот фильм! Возможно, это был первый взрослый фильм, который я увидела в своей жизни. Огромное впечатление на меня произвёло то, как Тарзан перепрыгивал с дерева на дерево с помощью лиан. Я думаю, что так называемые "тарзанки" или "гигантские шаги", представлявшие собой толстую верёвку, закреплённую верхним концом на дереве или столбе и имевшую петлю на нижнем конце, были рождены этим фильмом.
Но больше всего мне запомнился тигр Шерхан. Когда он появлялся на экране, моя душа уходила в пятки.
Мы вернулись домой, и няня ушла, оставив меня одну. Почему-то дома не было никого. Наверное, этим и объясняется наш поход в кино: родители куда-то ушли вместе с Наташей, а мы с Шурой пошли в кино. Потихоньку темнело, я зашла в папин кабинет, залезла на стол и со стола смотрела на улицу, дожидаясь прихода родителей.
Вдруг мне показалось, что в прихожей раздался шорох. Я залезла под большой папин стол, забилась в угол и закрыла глаза. По полу стучали когти зверя, который уверенно шёл ко мне. Я слышала, как он тяжело дышит. И закрытыми глазами я видела, как слюна падает из его пасти на пол. Дальше я ничего не помню, наверное, я потеряла сознание от страха.
Когда родители пришли, они нашли меня под столом, вытащили полуживую. Меня уложили в постель, мама отпаивала меня тёплым молоком, а папа рассказывал сказку про белочку Леночку, которая ничего не боялась. Я не была такой храброй, как белочка. Я боялась злых тигров, я боялась злых собак. И, вообще, с тех ещё пор я не питаю никакой любви к представителям фауны. Я им не доверяю, я их не понимаю, я их боюсь, и оттого не хочу никаких домашних животных в своём доме.