1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Почему-то в Красноуральске мне чаще всего вспоминается зима. Папа обязательно делал во дворе для нас снежную горку. Морозы на Урале во времена моего детства были довольно сильными. С вечера горку поливали водой из ведра, и утром уже можно было кататься. Тогда ещё не было (естественно!) современных ярких пластмассовых "ледянок", на которых нынешние дети катаются с гор, не было даже алюминиевых "тарелок", на которых катались в детстве мои дети Паша и Настя. Мы катались на картонках или, если повезёт найти, то на фанерках. Нередко съезжали с горки просто на попе, подложив под неё ногу в валенке, чтобы лучше скользить.
ЦЕЗАРЬ НАПАЛ НА МЕНЯ
И вот однажды, когда мы катались во дворе, глупый Цезарь кинулся на меня, сбил так, что я упала на спину, и встал надо мной, угрожающе рыча. Что за мысли бродили в его дурной башке? Отчего он напал на меня? Было непонятно. Но он явно не шутил. Над моим лицом была раскрытая пасть зверя, я лежала в полном ступоре. Знаете, как это бывает во сне, когда снится кошмар, и ты пытаешься крикнуть, позвать на помощь, а можешь только нечленораздельно промычать что-то. Вот в такое же состояние впала тогда я. Я закрыла глаза и, если бы я тогда осознавала, что такое смерть, то можно было бы сказать, что я приготовилась её принять. Кто-то из старших ребятишек отогнал Цезаря от меня, а я всё лежала и не могла подняться. Прибежала мама и унесла меня домой.
После этого случая Цезаря стали привязывать, ему это не нравилось, он выл в своём сарае по ночам, просился погулять. Однажды он вырвался и, напав на прохожего, порвал ему штаны и прихватил ногу. Слава Богу, что не сильно. Стало понятно, что от него одни убытки и совсем никакой радости. И папа отвёл его в пожарную охрану, там его выпускали по ночам, и он носился вдоль забора, охраняя в соответствии со своей природой ареал обитания.
С тех пор я боюсь собак. И сейчас, видя собаку, стараюсь обойти её стороной, потому что знаю: она может броситься на тебя безо всякой видимой причины.
Расскажу по этому поводу один свой сон, который время от времени мне снится.