|
Басова Елена |
ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ |
332 |
|
|
12. Предвыпускные будни
Вся четвёртая четверть была сплошной подготовкой к экзаменам. Экзамены ожидались практически по всем существенным предметам: 1 - сочинение по литературе, 2 - математика письменно, 3 - математика устно, 4 - физика, 5 - химия, 6 - история, 7 - английский язык. И по каждому предмету, кроме письменных, надо было выучить не менее 30 билетов. Ужас, ужас! Никакого сравнения с теперешним ЕГЭ, когда обязательными являются только два предмета: русский и математика! Но, похоже, скоро и современные школьники придут к нашей схеме: уже введёно сочинение, обещают в ближайшей перспективе ввести в качестве обязательных историю и английский.
Всё это нами воспринималось как должное, мы не унывали, что и видно из фотографии класса в эти дни.
Вот вставила фотографию, где мы веселимся после физкультуры, и вспомнила, что в день, когда у нас была физкультура, мы приходили на уроки в спортивных костюмах. Но это сейчас спортивные костюмы стали вполне приличными, а в наше время они делались из тонкого трикотажа. Девицы мы были с вполне зрелыми формами, и, когда облачались в обтягивающие синие трикотажные штаны, учителей старой закалки наш видок приводил в шок. Классная руководительница Нагорнова Людмила Петровна даже собрала родительское собрание по этому поводу. Помню, что это было единственное собрание, на котором нам разрешили присутствовать. И мы отстояли наше право ходить в трико, потому что раздевалки при спортзале не было. Я писала, что и сам спортзал был переделан из какого-то подсобного полуподвального помещения. Какая тут раздевалка?! Но пока мы не были в привилегированном положении выпускников, мы переодевались в туалете.
Что такое школьный туалет начала 60-х годов, я ещё не рассказывала. Это было отхожее место типа "сортир" на четыре дырки. Воды для смывания тогда в таких туалетах не водилось, стоял страшенный запах аммиака, глаза от него слезились. Если надо было посетить сиё место, то я долго собиралась с духом, а, очутившись там, старалась не дышать. Конечно, это мало помогало. Более того, вся одежда пропитывалась этой вонью. От человека, посетившего туалет, исходил отчётливый туалетный смрад.
Ну, так вот, в 10-м классе мы отказались переодеваться в туалете, а в день, когда была физкультура в зале, дома одевались в трико, чтобы быть готовым к физкультуре. И родители поддержали нас, а учителям пришлось смириться, хотя они и морщили носы, когда девочки выходили к доске, так им был неприятен вид обтянутой трико фигурки. Что бы они сказали о сегодняшних школьницах в мини юбках, трудно себе представить.
Возвращаюсь к учебному процессу. Итак, мы готовились к экзаменам.
Повторение по билетам было организовано в два этапа. На 1-м этапе учительница объясняла в классе пару-тройку билетов, и задавала на дом их учить. На 2-м этапе уже без объяснения задавались по 5 билетов на дом. Да, ещё был третий этап, перед последним звонком - предварительная сдача экзамена. Так что приходилось постоянно заучивать большие объёмы информации. Я только и делала, что перечитывала и повторяла наизусть билеты по английскому, химии, геометрии, физике, истории.
По истории было особенно трудно запомнить, потому что "воды" в учебнике было слишком много. Если по химии или геометрии легко было ухватить суть, а дальше раскручивать логическую цепочку, то с историей дела обстояли хуже. Там приходилось вычленять основную мысль из каждого абзаца. Все эти "Апрельские тезисы", "Этапы построения социализма", "Условия проведения коллективизации и индустриализации" были мне глубоко противны из-за своей пустоты.
Сахар в кухонной сахарнице убывал с катастрофической быстротой.
Да, вот ещё вспомнила, как однажды я опростоволосилась с физикой. Обычно я понимала то, что написано в учебнике и легко выстраивала свой ответ, но была пара-тройка мест, с которыми я не смогла разобраться. В таких случаях, я заучивала текст учебника наизусть, его и выдавала, если приходилось отвечать.
Обычно перед уроком мы с девчонками у доски обсуждали то, что предстояло отвечать на уроке. И вот Томка Харламова спросила меня именно о том, что я не поняла. Ну, я ей рассказала точь-в-точь, как было написано в учебнике. Её это не устроило. Она начала копаться: а вот это почему? Я ей опять отвечаю словами учебника, а она снова: а вот это как понимать? Спас меня звонок на урок. Но стыдно мне было очень.
|
332 |
|