|
Басова Елена |
ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ |
317 |
|
|
Под маской
1962-63 годы. Кировград
Десятый класс
1. Тригонометрия и литература
Учебный год начался с того, что мне пришлось сдавать экзамен по тригонометрии. Экзамен принимала наша классная руководительница Нагорнова Людмила Петровна. Не помню, чтобы видела её улыбающейся: невысокого роста, худая с лицом, изрытым какими-то кавернами: то ли это были следы юношеских прыщей, то ли она перенесла оспу - не знаю, но она у меня не вызывала никакой симпатии. Однако свои предметы: алгебру, геометрию, тригонометрию она знала и объясняла новый материал хорошо. Конечно, она никак не могла сравниться с Яковом Абрамовичем Лашевским. Он был артист в своём роде. Собственно, таким и должен быть учитель. А Людмила Петровна артистизмом не блистала: минимум эмоций и игры. Ну, да ладно.
В первых числах сентября я подошла к ней и сказала, что готова сдавать экзамен. После уроков она усадила меня за парту в нашем классе, дала билет, а сама села проверять тетради. Содержание билета было примерно таким, как на рисунке.В первых числах сентября я подошла к ней и сказала, что готова сдавать экзамен. После уроков она усадила меня за парту в нашем классе, дала билет, а сама села проверять тетради. Содержание билета было примерно таким, как на рисунке.
Не было только 9 и 10 пунктов. Функции и их графики мы в то время ни в курсе алгебры, ни в курсе тригонометрии не изучали. Тригонометрические функции нами не воспринимались как собственно периодические функции вполне определённого вида, а при решении уравнений мы находили так называемое главное решение, то есть значение угла в 1-м квадранте, безо всякого периода.
Мне понадобилось минут 30, чтобы аккуратно написать решение на специальных листочках со штампом школы. Для черновиков Людмила Петровна разрешила использовать тетрадь, предварительно просмотрев её, чтобы быть уверенной, что там не записаны тригонометрические формулы.
После того, как я отдала ей свою экзаменационную работу, она еще поспрашивала меня определения тригонометрических функций на единичной окружности и формулы для решения простейших уравнений.
В завершение она сказала, что экзамен я сдала на пятёрку, и, забрав свои тетради, вышла из класса. Хоть бы похвалила, всё-таки я самостоятельно освоила целый раздел математики. Видно, я ей тоже не была особенно симпатична.
С литературой всё было гораздо менее официально. Мария Михайловна Винокур задала мне сочинение по "Войне и миру" на тему <Женский идеал в романе "Война и Мир">.
Конечно, меня понесло… Я раскритиковала Наташу, Соню, Лизу, Элен, Анну Павловну Шерер и сосредоточилась на княжне Марье, которая мне очень нравилась своей самоотверженностью и тем, что у неё были чудные, говорящие глаза, при общей некрасивой внешности. Я не задумывалась над тем, каков был женский идеал Толстого, я описывала свой женский идеал. А Толстому, конечно, более всех нравилась Наташа Ростова. Недаром он так много внимания уделял её судьбе. Я же хотела бы стать такой, как княгиня Марья, то есть умной, честной, бескомпромиссной. Ещё бы хотелось, чтобы она была немного смелее, чтобы её не мучила её некрасивость.
После того, как Мария Михайловна прочла написанное мной сочинение, мы долго беседовали с ней о женских судьбах, о месте женщины в современном Толстому обществе. Мне показалось, что Мария Михайловна одинока, несчастна и недопонята в своей семье, так горячо она говорила об отношениях между мужьями и жёнами в романе. Тщательно разбирая эти отношения, она указывала причины тех или иных недоразумений, возникающих между супругами.
В общем, она поставила мне пятёрку за литературу пятёрку за русский, орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении она не нашла. Так что мы разошлись, взаимно довольные друг другом.
|
317 |
|