1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Зима на Урале начиналась рано, и уже к 7-му ноября земля бывала укрыта снегом настолько, что можно было кататься на лыжах. Юрий Фёдорович выводил нас на улицу, ставил на лыжи и заставлял "нарезать" круги вокруг школы или отправлял в сравнительно дальний поход за Острую горку. Нужно было дойти до ориентира в виде шеста с красным флажком, который Юрий Фёдорович устанавливал в лесу, и вернуться обратно к школе. Первым десяти возвратившимся он ставил пятёрки, остальным - четвёрки.
Вперёд мы двигались быстро, почти бежали, во-первых, чтобы согреться, а во-вторых, чтобы успеть побыстрее пробежать первую половину пути, тогда на обратном пути у нас оставалось время скатиться с Острой горки.
Эта горка была действительно с довольно острой вершиной и крутыми склонами. Сейчас она выглядит вот так (смотри фото), а в наше время никаких сосен на ней не росло, никакого кустарника, совершенно голая с выступами камней. В общем, вид у неё был устрашающий.
Мальчишки забирались на самую вершину и скатывались вниз, приобретая страшную скорость. Мы, девчонки, побаивались и катались с середины горки. Но и в этом случае при спуске ветер свистел в ушах. Спускаться зигзагами, как горнолыжники нас никто не учил, мчались напрямую по склону вниз.
Почему я решила написать про Острую горку? Потому что в этом году мы с Верой Шаламовой решили съехать с вершины. Вера покатилась первой и смогла удержаться на лыжах до самого подножия горы, а вот я упала где-то посредине склона. Случилось это потому, что я испугалась скорости. Уже не я съезжала, а меня несло, ну, я и присела между лыж, тормозя задницей. Слава Богу, склон кончился, и я снова встала и поехала дальше не на попе, а на лыжах. Но этот ужас перед скоростью запомнился и сохранился в душе. С тех пор я невзлюбила горки, а когда приходилось съезжать с них, то есть когда это было неизбежно, боялась страшно.