1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
На уроках физкультуры мы, как и нынешние школьники, занимались на гимнастических снарядах, играли в баскетбол и волейбол, зимой ходили на лыжах. Наш любимый Юрий Федорович был довольно либеральным учителем. Не помню, чтобы он придирался к кому-либо, ставил плохие оценки. Поэтому мы все любили физкультуру и с удовольствием бежали на урок.
Переодевались мы в туалете, потому что раздевалок при спортзале не было. Да и сам спортзал каким-то дурацким проектом не был предусмотрен в школе. Кстати, и в 5-й школе спортзала не было, видно, такие проекты были дешевле. А вот в 1-й школе был большой спортзал, там обычно проходили всякие соревнования по игровым видам спорта и по гимнастике. Но 1-я школа была построена ещё до войны, тогда были в моде другие проекты. Всё же наша директриса Александра Георгиевна каким-то образом сумела превратить подсобное полуподвальное помещение в маленький спортзал. Волейбольная и, соответственно, баскетбольная площадки по длине были короче стандартных, но это не мешало нам, натренировавшись в нашем маленьком спортзале, побеждать и на стандартной площадке 1-й школы.
1961 год. Кировград. Спортзал школы №1.
Команда-победительница волейбольных соревнований.
Слева направо: Лена Сёмкина, Валя Яковлева, Валя Огурцова,
Лиля Карачунская, Вера Шаламова, Лена Басова, Люда Кичигина.
С мячом сидит Юра Паньшин
Одним из главных моментов игры в волейбол было ввести мяч в игру (подать) так, чтобы затруднить приём. Самой простой была подача снизу, но мяч при этом практически всегда летел долго, противник успевал подготовиться, перегруппироваться и спокойно принять. Поэтому мы практиковали подачу сверху, тогда мяч летел быстрее. Ещё лучше была силовая подача, когда мяч подбрасывался вверх, подающий подпрыгивал и изо всей силы ударял по мячу. Такую подачу взять было практически невозможно. Похвастаюсь немного: я подавала так сильно, что редко кто мог принять мою подачу, поэтому моя команда (а я была капитаном) всегда выигрывала с разгромным счётом. Однако такая подача была связана с риском, мяч мог угодить в сетку. Так и у меня случалось, когда рука уставала.
Я уже говорила, что команда нашей школы выигрывала все соревнования не только в городе, но и в нашем районе, где участвовали команды других городков вокруг Кировграда, кроме Свердловска. Думаю, что Свердловск бы мы не смогли победить.