1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Вернёмся к нашим баранам. Я на все вопросы ответила, комитет дал рекомендацию. После этого был ещё горком комсомола, где собеседование провели со всеми вступающими сразу. Задавали такие же примерно вопросы, мы поднимали руки, как на уроке, и отвечали. Всех приняли. Мы сдали фотографии в секретариат, и через неделю получили красненькие книжечки комсомольских билетов. Самым главным в билете были графы об уплате членских взносов. Кроме обложки, на внутренней стороне которой была фотография и значились фамилия, имя отчество, подкреплённые печатью, всё остальное было посвящено членским взносам. Мы как учащиеся платили взносы размером в 2 копейки. Как говорится: с миру - по нитке, голому - рубашка. Надо же было на что-то содержать всех этих секретарей и секретаришек. И наши 2 копейки тоже не были лишними.
Теперь мы могли не повязывать галстуки вполне легально, но каждый купил комсомольский значок в газетном киоске и с гордостью носил его на левой половине груди.
Интересно, что много лет спустя я услышала рассказ Наташи Дайбовой о её вступлении в комсомол. Она родилась в июне, поэтому принимали её уже в 9-м классе. Та вот она рассказывала, что влюбилась в Володю Глушкова именно во время собеседования в школьном комитете ВЛКСМ. Какой парадокс! То, что меня в Володе покоробило, её привело в восторг. Видно, она была рождена подчиняться, и в рабском положении чувствовала себя счастливой. Ну, и Володю это, видимо тоже устраивало. Из-за Наташи мы с ним и расстались, а позже она вышла за него замуж. Ну, об этом речь ещё впереди.